Darkhon (darkhon) wrote,
Darkhon
darkhon

Categories:

Про русскую классику

Хороший пост на "Задолбали":

"Вставлю свои пять копеек, раз уж зашёл спор о русской литературе в школьной программе. В паре слов — она меня задолбала.
Достал уже насаждаемый с её помощью культ нездорового страдания. Большая часть героев так называемой классики ведёт себя как ходячее пособие как минимум для психотерапевта. И страдает, страдает, страдает… Если снять этот флер преклонения — «ах, классика!» — останутся в лучшем случае поступки неврастеников, в худшем — психопатов.
Девушка узнает, что её любимый не вдовец, как он сам думал, а его жена жива, брак несчастливый. Что делает девушка? Не думает о разводе, не уезжает с любимым в другую страну, благо, с деньгами проблем нет. Уходит в монастырь и страдает, страдает, страдает… Идеальное саморазрушение. Пожалуйста, «Дворянское гнездо». Героиню преподносят как образец душевной высоты. Зачем, объясните мне? Чему это учит и к чему ведёт?
Молодой человек приехал из-за границы, обнаружил, что его любимая девушка окружена придурками разного вида. Что он делает? Не пытается с ней объясниться, не делает предложение — громко ссорится с окружающими и уезжает, попутно подставив девушку. «Горе от ума», будьте любезны. Где, скажите, ум героя? Кому он сделал лучше? Навредил и себе и любимой. Что изо всего этого надо вынести кроме нескольких знаменитых цитат?
Молодая женщина из народа становится жертвой инцеста, потом жертвой домашнего садиста. Заводит любовника, который попросту её бросает, прекрасно понимая, что вернувшийся муж может попросту её убить, причём мучительно. Что делает героиня? Продолжает терпеть побои и одновременно унижаться перед любовником. Сам любовник при этом болтается как говно в проруби, не может определиться ни чего хочет от жизни, ни с кем хочет жить. В результате разрушает жизнь почти всех близких ему людей. Пожалуйста, «Тихий Дон». Чему это всё учит? Терпеть побои? Как довести до смерти любящую тебя жену?
Зачем, скажите мне, занимать время школьников этими разновидностями мазохизма? Очень хорошо, что такое чтиво воспринимается в штыки большинством школьников. Выше шанс сохранить душевное здоровье.
И ведь альтернативы есть! Тот же О’Генри с россыпью концовок и борющимися за себя героями, тот же Замятин, раз уж надо непременно русскую классику, Чернышевский — хотя он ходячая мораль, его герои не приходят в восторг от перспективы страдать, как раз решают проблемы как более-менее разумные люди. Мопассан, Уэллс — он точно интереснее для подростков, чем Достоевский, Мэри Шелли, Марк Твен [...]
А читать как очередная Лиза или Наталья покорно страдает, пока ещё любимый ищет повода побыть несчастным ещё немного надо в другом контексте. С примерами «как не надо поступать» и объяснениями почему. Как вам тема для сочинения «Почему Наташа Ростова вела себя как последняя идиотка, распоряжаясь не своим имуществом и разорив свою семью?» Или «Что мог сделать Базаров, чтобы не портить жизнь себе, любимой женщине и окружающим людям?» И поверьте, о таком детям намного интереснее рассуждать. Да и в будущем сэкономят на психотерапевте.
Давайте книги не только о том, какой хреновый окружающий мир и как все страдают потому, что нельзя его изменить. И как герой или героиня красочно и со вкусом доводит себя до смерти, преступления или сумасшествия. А то рядом с какой-нибудь Сонечкой Мармеладовой даже Кэрри Уайт или Пышка — образец психического здоровья.
Задолбал этот традиционный мазохизм".

Таки согласен.
Помнится, у меня в школе была адекватная учительница литературы. Поговорили как-то про Наташу Ростову на тему "обычная вертихвостка, которая пофлиртовала с кучей мужиков, а потом выбрала наиболее богатого и перспективного", сошлись во мнениях. Но сочинения-то надо всё равно надо было писать "как надо!".
Причём даже на вольную тему. Я выпускное в школе, там свободная тема была на тему антимилитаризма или что-то типа того, написал по "Абсолютному оружию" Роберта Шекли. Мне честно сказали -- если бы шёл на медаль, пришлось бы переписывать, чтобы было понятно утверждающим медаль. А так -- пятёрка, свободен.
Помню, была у меня девочка, только школу окончила. Рассказывала, что там уже "Мастера и Маргариту" проходят. И учат писать сочинения правильно. А когда на вопрос о любимом герое произведения она ответила "Азазелло", то у училки был ступор -- к такому она готова не была.
Когда-то я сам, ещё до изучения в школе, прочёл "Мёртвые души" Гоголя. Понравилось! Я даже перечитать успел, вдумчиво, ещё раз. А потом мы это "прошли" по литературе. С тех пор не перечитывал и не уверен, что когда-либо смогу перечитать. Потому что сразу вспоминаются темы сочинений, а это неприятно.
Etc.


Телеграмм-канал: t.me/warrax_news
ВК: https://vk.com/warrax_bfp

https://www.youtube.com/WarraxBFP
https://www.youtube.com/DaimonBFP

Tags: мысли, умение мыслить, философское
Subscribe

  • Памятник Александру III -- смотрим внимательно

    Памятник-то заслужил, без вопросов. И вообще памятник внушает. НО, БЛЯ!!! Что за шестиконечная хрень на месте ордена Святого апостола Андрея…

  • К вопросу демографии

    Тут потихоньку обсуждаем тему: " Демография: краткое ИМХО "что делать"". Попался на глаза коммент в околотеме, не могу не поделиться. Вы в курсе,…

  • Правительство и журналисты в своём духе

    Президент России Владимир Путин поручил главе Росгвардии Виктору Золотову с учётом произошедшей в Казани стрельбы проработать новое положение о…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments