Darkhon (darkhon) wrote,
Darkhon
darkhon

Categories:
  • Music:

Кто изобрёл еврейский народ - 04-6: От эллинистического мира до Месопотамии

Продолжаем

VI. От эллинистического мира до Месопотамии

Массовые обращения в иудаизм в Хасмонейском государстве были лишь частным случаем гораздо более значительного явления, начавшегося в II веке до н. э. Миссионерский иудейский монотеизм стремительно ворвался в языческий мир, находившийся на ранней стадии переоценки своих верований и ценностей, и стал одним из главных факторов, подготовивших почву для будущей великой христианской революции. Хотя иудаизм на тот момент еще не имел профессионального миссионерского механизма (вроде созданного в недалеком будущем христианским младшим братом), его встреча с такими философскими школами, как стоицизм или эпикурейство, породила бурную и многообразную литературу, ясно свидетельствующую о стремлении привлечь новых адептов.
…полная версия Библии создавалась на протяжении долгих лет многочисленными еврейскими учеными. Однако самый факт осуществления столь масштабного проекта говорит о зарождении сущностного симбиоза между иудаизмом и эллинизмом и о превращении первого в ярко выраженную многоязычную религию.

…значение иллюстрируется следующими словами Филона Александрийского…: «Поэтому по сей день ежегодно устраиваются праздник и торжественное собрание на острове Фарос [где, согласно традиции, была создана Септуагинта], куда приплывают во множестве не только иудеи, но и иноверцы, чтобы почтить место, где впервые воссиял перевод, и возблагодарить Бога за это вечно возобновляющееся благодеяние... Настолько любезны наши законы всем без исключения, простым людям вместе с правителями... Всякий, по моему мнению, оставит прежний образ жизни, отбросит обычаи предков и будет следовать одним этим законам, прославляя их, ибо, когда они воссияют заодно с процветанием народа (ethnos), они затмят все остальные законы, как восходящее солнце затмевает звезды»

W.: Кстати, да: Септуагинта переведена ДО даты рождения Иисуса, это Ветхий Завет, т.е. прозелетизм для не знающих иврит имел место задолго до.

Следует отметить, что Филон постоянно пользовался словом «ethnos», в то время как Флавий писал «phylon» или «phyle». Это указывает, что уже на этом этапе иудеи представляли собой расширяющееся культовое сообщество, а не закрытую группу, объединенную общим происхождением своих членов. В любом случае, речь не идет о коллективе, даже отдаленно напоминающем «нацию» в современном смысле слова. Для александрийского философа обращение в иудаизм — логичный, достойный поощрения процесс, демографически укрепляющий его «народ», то есть «этнос».

W.: Тут всё сложно (с). В современности-то на тему "что такое этнос" есть множество мнений, а уж через столько веков говорить о тождественности смыслов надо аккуратно. Про "иудеи представляли собой расширяющееся культовое сообщество" -- обосновано, ОК. Но пот почему это резко отрицается общее происхождение? Да, группа явно не закрытая, но этнос "шире" племени, он как раз формируется из племён. Т.е. вполне возможно, что и Филон, и Флавий оперировали племенами, а их этих племён как раз формировался этнос на основе общей религии. Вопрос же родственности этих племён остаётся "за кадром", увы. Если они все были семитскими -- имеем нормальное формирование этноса (вопрос "откуда же взялись ашкенази и фаллаши" более поздний, но крайне важный). А если сразу объединялись в иудаизм и, скажем, эллины массово -- совсем другое дело. Но я такого не знаю, и автор тоже про такое не пишет.

«Перевод семидесяти» стал начальной стартовой площадкой для еврейской религиозной пропаганды… «Послание Аристея», рассказывающее непосредственно об этом переводе, было написано по-гречески религиозным иудеем из Александрии еще в III веке до н. э. … Пересказав легенду о создании перевода, «Послание Аристея» переходит к атаке на идолопоклонство и к восхвалению иудейской веры, причем в особой аллегорической форме. Например, перечисляя основные принципы иудейской веры, автор не упоминает заповедь обрезания, чтобы не оттолкнуть необрезанных читателей. Вместо этого он дает идеализированное или даже фантастическое описание Иерусалима и находящегося в нем Храма. В тексте беспрерывно появляются еврейские ученые, превосходящие мудростью греческих философов-идолопоклонников. Однако, парадоксальным образом, их превосходство базируется на принципах, изобретенных греческой мыслью, и иногда создается впечатление, что неизвестный автор владеет ею лучше, чем Пятикнижием.

Сходная риторика присутствует и в сочинении, названном «Третья книга Сивиллы» (Sibylla) (II век до н. э). …Пропаганда иудаизма маскируется здесь высокопарными стихами, якобы принадлежащими известной из греческой традиции прорицательнице — ещё один решительный шаг к полному растворению в эллинистической среде. … Языческая вера низменна и позорна, в то время как иудаизм — учение, несущее справедливость, братство и милосердие.

Сочинение «Премудрость Соломона», написанное, по-видимому, в начале I века до н. э., также демонстрирует связь между охватившим египетские иудейские общины стремлением к массовому обращению иноверцев и жаждой распространения иудаизма, завладевшей правителями Иудеи. Первая часть этого сочинения, написанная на иврите в форме пророческого видения, была создана в Иудее, а вторая, более философская и написанная по-гречески, — александрийского происхождения. «Премудрость Соломона» также насмехается над культами животных; пренебрежительное отношение к поклонению статуям и изображениям является центральной темой опуса. Как и в «Третьей книге Сивиллы», многобожие здесь неразрывно связано с прелюбодеянием и другими аморальными и неэтичными действиями, за которые его приверженцам, в конечном счете, придется дорого заплатить. И в этом сочинении объекты религиозной пропаганды — неевреи, в основном правители и цари, а его риторика является стопроцентно эллинистической. Учение о стоическом логосе вкладывается в уста мудрого Соломона, впрочем, как и некоторые хорошо известные изречения Платона.

Флавий, живший поколением позже Филона Александрийского, в I веке н. э. ... Книги Флавия не только прославляют иудаизм, но и имеют откровенно миссионерский характер. В сочинении «Против Апиона», откуда взята вышеприведенная цитата, он с гордостью рассказывает: «Многие из них [эллинов] приняли наше вероучение, но лишь некоторые остались ему верны, другие же, не выдержав бремени наших законов, вернулись на старый путь». ... Флавий, не колеблясь, хвастливо утверждает, что Библия является истоком греческой мудрости, и что Пифагор и Платон узнали о Боге от Моисея. По его мнению, одной из причин враждебного отношения к евреям является то обстоятельство, что они служат «примером для многих».

W.: Интересно. Однако не приводится конкретных данных, как и в каком количестве эллины переходили в иудаизм, а Флавий явно неадекватен, раз такое пишет про Пифагора. Хотелось бы данных из другого источника.

В Дамаске, процветающем эллинистическом центре, уступавшем по своей значимости лишь Александрии, приток прозелитов был даже большим, чем в Египте. В «Иудейской войне» Флавий сообщает, что когда жители города собрались перебить местных евреев, они долго не решались осуществить свой замысел, поскольку «боялись своих собственных жен, которые почти все исповедовали иудейскую веру, и поэтому более всего беспокоились, как бы скрыть свои приготовления от них».

W.: Забавно, что тема еврейских жён и государственной безопасности была актуальна уже тогда.

Популярность иудаизма на рубеже новой эры распространилась за пределы Средиземноморья. В «Иудейских древностях» Флавий приводит удивительный рассказ о переходе в иудаизм в I веке н. э. правителей государства Адиабена (Hadyab). Поскольку этот случай обращения в иудаизм упоминается и в других источниках, почти не приходится сомневаться в том, что рассказ Флавия, хотя бы в общих чертах, соответствует действительности.
Адиабена стала первым государством-прозелитом за пределами Иудеи, но отнюдь не последним. Нет у нее монополии и на другое достижение — создание влиятельной иудейской общины, сохранившейся вплоть до Нового времени.

W.: Наконец-то началось обсуждение чего-то по делу. К сожалению, источники однобокие. Было бы интересно понять, что так привлекало в иудаизме эллинов?


Телеграмм-канал: t.me/warrax_news
ВК: https://vk.com/warrax_bfp
https://www.youtube.com/WarraxBFP
https://www.youtube.com/DaimonBFP

Tags: мысли, социальное
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • К вопросу нации +02

    Продолжаем. Систематизированные " хвосты", увы, ждут. Пока мелкий нюанс, который важен и могу забыть. " ...классическая нация вообще начала…

  • Русские и европейцы

    Две новости почти подряд. 1. Детеныша косатки вынесло на отмель всего в 100 метрах от берега. Спасатели и жители Магадана несколько часов поливали…

  • Ложь о якобы бесперспективности национализма в России - 09

    Продолжаем. " Мигранты, видите ли, отбирают у них низкооплачиваемые места. Не могут, бедные, устроиться дворниками и разносчиками пиццы! А может…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments