Darkhon (darkhon) wrote,
Darkhon
darkhon

Categories:
  • Music:

FAQ "за капитализм" - 30-9: Капитализм -- это справедливость!

Усиленно добиваю долгострой. Мне вот про онто- и гносеологию интереснее, и про Путина я давно обещал, уже напоминали.
Напоминаю, что эта серия постов является вбоквелом серии "Понять СССР" (потихоньку оформляю на сайт с дополнениями; там 110 написано и продолжить хочется), как и "К вопросу поп-развития успешности" (тоже надо отдельно оформить).
Остался заключительный пост, но тут пробежало хорошее дополнение к ранее уже написанному. Надо всё же дописать, а то Фриц подкидывает дополнения всё время. Хочется всё же закрыть тему, а не только его FAQ конкретно.

Капитализм – это про справедливость, потому что твои усилия оценивает не субъективно чиновник-бюрократ, а объективно рынок.

Сначала два ответа в комментариях.

kodt_rsdn: твои усилия - объект чьей-то внешней оценки. Только KPI разные.
И не надо говорить, что капитализм гарантирует, что этот KPI исключительно производственно-товарно-денежный. Потому что самые жырные интриги, скандалы и коррупционные схемы отлично возникают в частных фирмах. Можно прикладывать усилия, чтобы заслужить похвалу аудитора (которым может быть твой начальник, или топ-менеджмент, или акционеры, или банковский инспектор, или государственный регулятор), сделать себе карьеру (или чтоб отстали) и наслаждаться жизнью, тогда как для предприятия или страны это окажется губительным. Своя рубашка к телу ближе, и даже не факт, что эта рубашка сшита из зелёных бумажек. Но при капитализме личная алчность ещё и не идёт вразрез с общественной моралью ;)
Я не апологет социализма или обличитель капитализма, но не устану повторять, что розовые очки неплохо бы протирать от розового масла.
Во-вторых, практически всё в мире - про справедливость. Но справедливость бывает разная.
Капитализму соответствует трудовая мораль протестантства, как потопаешь, так полопаешь, и если ты такой удачливый, значит, сие богоугодно. (И если ты грабишь воруешь и ходишь на гуся, как в оперу, и тебя за это не поймали, - сие тоже богоугодно). А если умный и бедный, то сам дурак, а ещё в очках!
Рыночек не порешает ситуации стартового неравенства. Рыночек безжалостен к павшим. Рыночек несправедливо раздаёт милосердие, вот в чём беда. Плюс, наличие на рыночке циничных жуликов, у которых есть тактическое преимущество, поднимает вопрос о том, настоящая ли тут справедливость даже в протестантском смысле.
Ну и собственно, в третьих. Рынок - это про продажи и покупки, а не про производство, работу и справедливость. Работник и продажник - две разные роли, давайте не путать.
Для гармоничного развития, конечно, надо уметь и на базаре выступить, и в цеху, и в филармонии, и в храме, и даже на войне, если что. А капитализм фокусируется только на базаре, а остальное - лишь обслуживает базар.
Когда цех, филармония и война - инструменты капитала, то оооочень большие вопросы возникают про право на диктовку человеческих ценностей, таких, как справедливость, культура, мечта и предназначение. Пахнет узурпацией этих самых ценностей.
Поэтому, пожалуйста, не рассказывайте ванильных сказок, продавая наборы "капитализм + справедливость".

Александр Родионов: -- История капитализма показывает, что самые что ни на есть капиталисты, дай им волю, всеми силами стараются заплатить меньше рабочему, не гнушаясь даже нерыночным регулированием, если рыночные механизмы не на их стороне. Самые показательные в этом плане знаменитые английские законы об ограничении платы работнику, практиковавшиеся с 14-го века. В общем, если власть у капиталиста - то любое нарушение прав рабочего власть одобрит. Вплоть до опускания рабочих в рабское состояние.
Кроме того, на рынке работодателей меньше, чем работников. Учитывая, что существенная часть рабочих мест предоставляется крупными работодателями, можно говорить, что как минимум в ряде случаев речь идёт о монопольном влиянии на рынок рабочей силы.
Также следует отметить, что работодатель по определению лучше разбирается в законах и имеет аппарат для организации взаимоотношений с рабочим в выгодном себе ключе, рабочим же до начала 20-го века (а в некоторых странах, вроде иконы либералов-экстремистов пиночетовской Чили - и до конца 20-го) такой аппарат заводить прямо запрещалось. Попытки пресекались репрессиями властей, убийствами профсоюзных лидеров и т.д.
Мне могут возразить, что сейчас-то такого нет. А я отвечу, что приведённые выше примеры показывают, что такое вовсе не противоречит самой сути капитализма, а что сейчас нет - это не основание для вывода, что завтра опять не будет. Тем более, что прокоммунистические авторы утверждают, что:
1. Многочисленные поблажки перед рабочими в 20-м веке как раз и обусловлены страхом перед тем, что если продолжать так же давить, случится как в России. Ну, и отчасти - спецификой экономики и военного дела в 20-м веке, требовавшей массовых призывных армий для государства, желающего иметь значимую военную силу. Особенно проблемным был военный вопрос: ну как давать в руки оружие человеку, который пять лет назад похоронил ребёнка, умершего от отсутствия простейшей медпомощи, а десять - брата, убитого боевиками хозяина фабрики за профсоюзную деятельность? Что бывает, если сделать такую ошибку -как раз пример России и показывает.
2. Сейчас обе причины заискивать перед рабочим классом проходят, откатывая ситуацию примерно к первой половине 19-го века. СССР мёртв, вредного альтернативного примера перед глазами рабочих нет. Война опять становится делом профессионалов, производство не требует большого числа рабочих - можно платить приличные деньги рабочей и военной аристократии и плевать на прочих. И уже начинают, постепенно свертывая зарплаты и социальные гарантии. В тех же США, пишут многие, реальные медианные доходы не растут с конца 70-х.

Ну и кратенько от себя. Справедливость -- понятие не абсолютное. Именно поэтому я указываю, что при национализме социалистическая составляющая зависит от менталитета нации. В Китае это давно поняли.
Та вот, русский менталитет -- отнюдь не протестантский. Я много раз указывал (и не только я) на парадигмальное отличие русского менталитета от западного. Капитализм соответствует именно протестантскому восприятию мира, вот прямо по Веберу. Мол, есть богоизбранные, а остальные -- не вписались в рынок, горе им; но в этом и есть справедливость -- богу протестантов виднее. В современности такой бог просто заменён на "руку рынка", которая-де "объективно" решает.
При этом тщательно "забывается", что спросом/предложением, ценами и проч. давно управляют, когда это надо финансовую власть предержащим.
То же самое с демократией, которая пропагандируется именно потому, что соответствует капитализму в современности. Да и "идеальная" афинская -- вообще-то, в рабовладельческом обществе, не надо забывать. Просто процитирую тут в тему:

tessey: -- демократия - это коррупция.
Речь о современной западной демократии, какую мы имеем удовольствие наблюдать. Если развернуто, то демократия - это комплекс процедур, обеспечивающих (и легитимирующих) доступ коммерческих структур к общенациональному фонду (бюджету).
В одиночку пробиться к бюджету проблематично, потому коммерческие структуры структуры сбиваются в коллаборации, внешне выглядящие как "партии". Политик, в условиях демократии - это клерк коммерческой структуры, интересы которой для него первичны, задача которого - обеспечить распил бюджета в интересах своей коммерческой структуры. Все прочее - лирика и романтика.

Напоминаю свою статью про эксплуатацию, с ней понятнее: общество, которое считает эксплуатацию нормой -- не справедливо (с русской (и не только) точки зрения) и неразумно (с разумной), поскольку в таком случае неизбежно богатые богатеют, а бедные беднеют -- с понятными последствиями.
Проще говоря: ежели некто всерьёз отстаивает идею справедливости капитализма, то он сам себя вычеркнул из русской нации, записавшись во враги русского народа. Впрочем. если согласен с несправедливостью, но выступает за капитализм -- вывод тот же :-)


Телеграмм-канал для своих, не скопипащенных, постов: t.me/warrax_news

Tags: капитализм как он есть, мысли
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments