Darkhon (darkhon) wrote,
Darkhon
darkhon

Category:

Современная учёба и домашка

У Фрица очередной приступ призывов к уничтожению образования как системы:

"«Дорогие родители», — пишет учитель на приложенном к посту документе, — «проведя много исследований этим летом, я решил попробовать кое-что новое.
Домашняя работа будет теперь состоять только из того, что ваш ребёнок не успел сделать в течение школьного дня. В этом году я не буду задавать на дом обычной домашней работы.
Исследования не подтвердили, что домашняя работа улучшает результаты учёбы. Вместо выполнения домашней работы я попрошу вас занимать вечера тем, что точно помогает учебному процессу. Ужинайте всей семьёй, читайте вместе, играйте на улице и кладите вашего ребёнка спать вовремя».
https://www.reddit.com/r/MadeMeSmile/comments/afehat/this_teachers_new_homework_policy/
Слова учителя звучат довольно логично. Действительно, — а проводились ли полноценные исследования, которые доказывают, что выполнение домашней работы помогает в учёбе? Здорово подозреваю, что нет. Вообще, глядя на наши школы, я подозреваю, что никому и в голову не приходило оценивать эффективность тех или иных методик преподавания. Если вы полагаете, что я ошибаюсь, и что среди гор водянистой макулатуры, которыми окружена наша педагогика, таки существуют посвящённые эффективности домашних работ диссертации, дайте мне на них ссылку, я с удовольствием ознакомлюсь
".

Знакомая метода: а докажите, что бога нет, а пока не докажете -- будем считать, что есть!
Вообще-то тот, то что-то работающее предлагает изменить -- тот и должен доказывать. В данном случае -- что отмена домашних заданий НЕ ухудшает знания, умения и навыки, которые должно давать школьное образование. Собсно, там в комментах сразу по делу написали:

-- Предполагаю, смысл домашнего задания среди прочего заключается в том, чтобы приучить человека работать самостоятельно, когда надсмотрщик не стоит прям за спиной с кнутом, а придёт завтра.

-- Смысл домашнего задания, во-первых, в закреплении навыков, т.е. банальном повторении, а во-вторых, в самостоятельном изучении. К примеру, нужно выучить стишок по литературе. Кому-то потребуется 5 минут, кому-то 4 часа. Но как это учить всем вместе на уроке, если у каждого разная скорость и методика запоминания?

-- Домашняя работа это не столько "усвоить знания", сколько рассчитать и спланировать рабочее время, соблюсти баланс между скоростью и качеством, заставить себя делать то, что тебе не хочется, когда над тобой не стоит надзиратель, но присутствует множество соблазнов. Весь этот комплекс навыков, должен быть развит до уровня привычной обыденности, рутинной мобилизации, которая потом прослужит тебе до самой пенсии и ещё чуть дольше. ;)

-- Ну я типа препод. Домашняя работа на самом деле очень эффективна, но только с теми, кто хочет учиться и прикладывает усилия. Если человек в принципе этого не хочет, то толку не будет. Это же вроде очевидно. Если человек не пытался чего то сделать сам, то никакого обучения нет.

-- По сравнению с методиками преподавания в СССР существующая система демонстрирует полный провал. Самостоятельно ребенок не в состоянии освоить учебный материал. Вместо школы ребенка должны доучивать родители.

-- если мы отталкиваемся от нашего советского дидактического энциклопедизма, то домашнее задание почти всегда — либо выучить что-то по теории, либо попрактиковаться в навыках. Естественнонаучные дисциплины все на этом: выучить формулы и определения, сделать задания, чтобы попробовать самому/самой технологию решения конкретных задач. В данном случае причины существования такого домашнего задания две: дети по-разному учат определения и дети в разном ритме решают задачи. Кому-то надо проговаривать в слух, кому-то — несколько раз записать, кому-то — проговорить про себя. Нужен ли для этого учитель? Нужно ли собирать детей в школе для этого? Вопрос, который стоит задавать учителям и тем, кто разрабатывает примерные программы, ложащиеся в основы учебников и ГИА — сколько на самом деле определений нужно ребёнку знать наизусть. Или Вы считаете, что в эпоху интернета ничего знать наизусть не нужно? Насчёт того, что самостоятельно решить что-то, свериться с ГДЗ или ответами в учебнике — это полезно, надеюсь, споров нет.
О чём можно и нужно спорить — это то, проверять ли домашние задания или нет; делать ли их вариативными, чтобы ученик мог выбрать на свой вкус, поучаствовать в процессе организации своего обучения, не ощущать себя овцой на выпасе. Но чаще всего вглубь никто не идёт, все выступают с теми же лозунгами, за которые мы сами ругаем нашу власть: «Отменить! Сократить! Оптимизировать!» Ага, хотели как лучше,а получится...

-- Для достижения основной цели среднего образования: научиться при нужде выучить всё, что понадобилось, как бы скучно, гадко и пр. ни было, домашняя работа - едва ли не единственное эффективное средство.

-- Замените слово "домашняя" на "самостоятельная" и перечитайте. Довольно забавно получается. Такой новый, дивный мир для блаженно улыбающегося быдла, we don't need no education.
Кстати, из репетиторского опыта, где домашнюю работу можно задавать или нет по воле клиента. Во втором случае эффективность обучения не снижается, а просто начинает стремиться к нулю, поскольку обучаемый не задействует долгосрочную память.

Также отмечу стандартный подход таких набросов: кратенько сказать то, что надо долго и аргументированно опровергать, а иначе типа наброс верен. При этом:
1. Фактология даже не проверяется:

-- >> а проводились ли полноценные исследования, которые доказывают, что выполнение домашней работы помогает в учёбе?
Даже не ожидал, что исследований так много. О качестве, конечно, судить не могу.
Цитата из автореферата кандидатской диссертации 2011 года "Система домашних заданий как фактор обеспечения качества образовательного процесса" (Рогозина Татьяна Валерьевна), для краткости убрал имена авторов:
"Различные связи между домашней учебной работой и образовательным процессом, которые были предметом исследования ученых на протяжении последних двух столетий, могут быть представлены в виде трех групп...".

2. Ответов на возражения в комментариях не приводится, главное -- вбросить. При этом можно даже противоречить самому себе:

-- В этом блоге приводились данные про 10 000 часов потребных, чтобы стать специалистом. Но к домашней работе это не относится, да.

В общем виде:
- В современности полноценное образование всё больше и тщательнее сводится к "образовательным услугам". Вспоминается, как кто-то процитировал препода на тему "Почему вы так плохо готовите школьников к ЕГЭ": "Мы это не обязаны делать, мы обязаны лишь преподавать программу и предоставить возможность сдать ЕГЭ". Не, ну а чо: надо платное образование, причём такое, чтобы без репетиторов -- никак. ВВП вырастет!
- Очень чётко видится желание убрать из учёбы всё, кроме формально знаний, воспитательный процесс с либеральной т.з. -- ересь. А ведь важнейший, особенно в таком-то возрасте.
- Обучение самостоятельной работе, которая нужна, хотя может и не радовать, заменяется на игровые формы, отсутствие оценок и прочие инновации. В результате получаем на выходе уже типа взрослого инфантила, который легко управляется, а при трудностях хавает подсовываемые готовые решения, наиболее простые для понимания одной извилиной.


Tags: капитализм как он есть
Subscribe

  • Луркоморье всё :-)

    Что деется, какдальшежыдь! Оно, вообще-то, ещё в апреле того-с, но я не слежу, случайно узнал. Апрель 2021: "Основатель культовой в Рунете…

  • Рождение и смерть советского кино и ещё многое

    Дмитрий Перетолчин и писатель, историк Фёдор Раззаков рассказывают о двух кланах в советском кино, на противоречиях которых играла элита. Чем это…

  • Цифровой концлагерь наступает

    СберБанк выступил с новой инициативой: компания предлагает отказаться от пластика держателям карт. Для реализации этого в приложении «СберБанк…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments