?

Log in

No account? Create an account
Warrax's Fence [entries|archive|friends|userinfo]
Darkhon

[ website | Black Fire Pandemonium ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

К вопросу об образовании и инновациях [Jan. 24th, 2019|05:19 pm]
Darkhon
[Tags|, ]

-- почти все современные вузы имеют программы онлайн-обучения

ardelfi: -- С содроганием представляю себе химика, учившегося онлайн, и делавшего лабы по химии тоже онлайн. Хуже только хирург, учившийся онлайн, и практику проходивший тоже онлайн. Хотя неизвестно, у кого будет больше жертв.

fritzmorgen: -- Абсолютно не удивлён. Дай обывателю волю, он вообще компьютеры запретит. У нас думают, что народ дремуч в вопросах медицины, верит в гомеопатию и заряженную воду. Это так, однако это ещё не самая косная часть мозга. Сама жесть начинается, когда речь заходит об образовании. Каждый второй категорически против любых изменений: только прописи, только заучивание наизусть, только хардкор.

Это я к чему: закапитализм у Фрица я потихоньку разбираю, но он иногда ещё и про образование пишет. Мол, надо без школы, дома, и игр побольше. Упровень понимания темы (и вообще отсустствие системного мышления) вот на этом примере -- очень нагляден.
Собсно, за капитализм может вещать лишь осознанный агент влияни (враг народа), либо тот, у кого сситемность мышление остутствует, а в клиповом восприятии видно лишь то, что нравится. "Если из P следует Q, и Q -- субъективно приятно, то P -- верно". Пример оттуда же:

-- Коммунисты не смогли в качественное образование.
-- ЮНЕСКО считала, что могли. 2-3 место по образованию в мире. Сейчас - 50. Первая в мире АЭС, космос - без образования такого не бывает, что и подтверждается нынешним отставанием.


linkReply

Comments:
[User Picture]From: winged_crocodil
2019-01-24 05:57 pm (UTC)
Немного непонятно.
Имеется в виду заочное обучение?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: darkhon
2019-01-24 07:14 pm (UTC)
Хуже.
Заочное обучение -- это, по идее, как: человек и так работает практически где-то, и ему теория нужна. Он её заочно изучает и сдаёт. Во многих областях так можно.

А вот химику -- сам на химфаке МГУ учился -- надо много уметь работать руками. Заочно этому не научишься. А уж хирургу -- совсем наглядно. Или дантисту -- хотелось бы попасть к специалисту, который бор в руках не держал вообще и лишь на видео смотрел, как это делается? Пусть даже в виде интерактивной игры.

Собно, обучение по интернету допустимо в областях, где нет никакого взаимодействия с материальными объектами. Математика, программирование, юриспруденция, экономика и т.п. А вот как только появляется материальный объект -- даже если с ним надо просто общаться -- уже всё, только очно (либо иметь соотв. опыт до образования, и больщой).
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: Александр Пулфер
2019-01-27 05:52 pm (UTC)
Это вопрос развития и доступности технологий. Было время, когда эффективному самостоятельному изучению программирования сильно мешало отсутствие [доступных] персональных компьютеров (то самое взаимодействие с материальным объектом). Если говорить о хирургах, то когда технологии разовьются до уровня, на котором хирург не будет работать непосредственно с живым телом, а будет управлять полуавтоматизированным манипулятором, получая картинку в необходимом масштабе на шлем виртуальной реальности или монитор, то наработка практических навыков в процессе обучения будет упираться в доступность соответствующих симуляторов такого качества, которое позволит стереть разницу между моделью для обучения и реальным физическим объектом. В текущем виде, конечно, работа хирурга не допускает полноценного дистанционного обучения (хотя отдельные виды операций уже успешно выполняются в полуавтоматическом режиме, ниже в комментах как раз есть ссылка на робота-стоматолога). Но всё идёт к тому, что и эту профессию можно будет освоить дистанционно. Впрочем, в какой-то момент полуавтоматизированный манипулятор может стать полностью автоматизированным. Но надо уметь различать теорию (как может быть когда-то) и практику (с чем имеем дело сейчас).
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: darkhon
2019-01-27 06:50 pm (UTC)
"доступность соответствующих симуляторов такого качества, которое позволит стереть разницу между моделью для обучения и реальным физическим объектом" -- вот когда будет, тогда и будет иметь смысл говорить.
Скажем, хирург с огромным опытом, но уже старенький и тремор рук начался -- вот тут будет в тему.

При этом всё равно нормальное обучение должно начинаться с "вручную", чтобы понимать и чувствовать, что происходит. Человек -- это не механизм строго по схеме, там всякое бывает.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vuohioksennus
2019-01-28 12:58 am (UTC)
> вот когда будет, тогда и будет иметь смысл говорить

Попалось сейчас интервью 5-летней давности с ректором Нижегородской государственной медицинской академии, там фрагмент по теме:

"Конечно, число часов на изучение практических дисциплин увеличилось. Причем если раньше студенты отправлялись непосредственно к больным, то сейчас у них появилась возможность отработать навыки на специальных тренажерах. Во всех вузах открываются центры симуляционного обучения, и наша академия не исключение. У нас уже действуют симуляционные центры по хирургии и по стоматологии, готовится к установке закупленное оборудование по акушерству и гинекологии."

Впрочем, всё это уже детали чисто для информации, что вообще бывает, а не аргумент в защиту тезиса "полноценно обучиться на хирурга уже сейчас можно самостоятельно из дома" (на всякий случай уточняю во избежание недопонимания).

Edited at 2019-01-28 12:59 am (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: darkhon
2019-01-28 02:55 am (UTC)
Так пожалста. Пилотов, скажем, тоже сначала долго на тренажёре гоняют. Даже в школе, когда я учился, был тренажёр грузовика -- прежде чем в нормальный сядешь. научись педали не путать.
Но речь-то не о помощи в обучении, а якобы полноценной замены.
Вот как заочно обучить первому правилу поведения в лаборатории?

Edited at 2019-01-28 02:55 am (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: 17ur
2019-01-25 11:55 am (UTC)

Вот это реально п...ц. Школа, низшая или высшая, обучает человека в первую очередь систематическим усилиям, а не неким истинным знаниям и актуальным умениям. Знания и умения, если повезёт (и к этому надо стремиться), выступают материалом для постановки прилежания, а если не повезёт, то осваиваются прилежным выпускником позднее.

Да, только прописи, только заучивание наизусть, только хардкор.

Альтернатива - чувак, в игре и танце научившийся некоему набору навыков, а потом НЕСПОСОБНЫЙ САМОСТОЯТЕЛЬНО ДО- ИЛИ ПЕРЕУЧИТЬСЯ без заточенной под новый набор навыков игры и танца.

Вы сейчас про капитализм много пишете. Так вот, держатель/собственник этих новых игры и танца... продолжать?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: darkhon
2019-01-25 07:15 pm (UTC)
А уж про ф-цию воспитания уже и забыли :-(
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: Александр Пулфер
2019-01-27 05:09 am (UTC)
> Школа, низшая или высшая, обучает человека в первую очередь систематическим усилиям

У школы несколько функций (непосредственно образовательная, воспитательная, социализирующая и т.д.). И в целом задача состоит в формировании такого гражданина, который нужен на данном историческом этапе государству (если говорить о школах второй волны по Тоффлеру - массовое централизованое обучение). Для чего часть программы обучения направлена на формирование определённой картины мира и мировоззрения в целом (история, литература, география и т.п.), часть - на обучение конкретным навыкам (начиная с письма от руки и заканчивая работой на токарном станке) и часть - на развитие некоторых личностных качеств (изобразительное искусство, музыка, физическая культура и т.п.).

Что из всего этого в первую очередь, а что во вторую - если исходить из "как бывает", скорее всего анализ даст разные результаты по времени/месту как по приоритетным функциям, так и по акцентам в программе обучения. А если из "как должно быть", то имеет смысл приводить обоснование, чтобы было понятно, почему должно. Т.е. как мы получили, что тому обучает в первую очередь, а этому - во вторую, а не наоборот.

В данном случае можно говорить о том, что метод обучения (задрачивание и заучивание) определяется постановкой задачи (штамповка граждан в соответствии с некоторым стандартом).

И вопрос сейчас регулярно ставится из-за того, что многие интуитивно чувствуют, что нарастает некоторый разрыв между школьным образованием второй волны и наступлением третей волны (хотя и неравномерно по миру). Т.к. понятно, что штамповка по стандарту через задрачивание теряет эффективность. (сорри, убегаю, так что не закончил мысль, но вроде и так понятно, к чему веду).

UPD. Продолжаю. Систематическое усилие относится к воспитательной функции. И направлено на формирование толковых исполнителей (а описанная альтернатива - это формирование бестолковых исполнителей). Т.к. толковые исполнители в больших количествах нужны всегда, то можно ставить вопрос о том, через что прививать привычку к систематическим усилиям и какие ещё качества развивать (задрачивание-заучивание даёт +100500 к исполнительности, но зато и отнимает немало у критического мышления, творческого подхода к решению задач, инициативности и т.д. - а в рамках третьей волны эти качества куда важнее, чем в рамках второй). В общем, если и менять показавшую себя в своё время очень эффективной систему образования, то подходить к вопросу системно (рассматривать эволюцию школы в рамках эволюции цивилизации, учитывать дух времени и т.д.) и аналитически (чтобы чётко понимать, что следует менять, зачем, почему, как и в каких объёмах).

P.S. Варракс, разбань мой ЖЖ-аккаунт vuohioksennus, а то уже который раз пишу тут с ВК, неудобно.

Edited at 2019-01-27 01:12 pm (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: darkhon
2019-01-27 06:41 pm (UTC)
Всё правильно расписал.
Собсно, надо лишь выделять сапиенсов и предоставлять им условия для развития с детства. Что старались делать в СССР.

P.S. Разбанил, не вопрос. Вконтактик -- это ваще извращение.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ymen
2019-01-27 07:26 am (UTC)
Да Вы, батенька, фашист.
Учите, мол, только так, как Вам нравится.
Критерием истины является только практика. И когда (не если) онлайн-обученные хирурги или роботы начнут делать операции лучше обученных традиционно, этот метод и нужно будет внедрять повсеместно.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: darkhon
2019-01-28 02:57 am (UTC)
Не, русский национал-социалист.

А вот вы "когда" своё обосновать можете на ближайшее будущее?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ymen
2019-01-27 07:44 am (UTC)
Робот впервые провёл операцию по имплантированию зубов человеку:
https://www.popmech.ru/technologies/news-388542-robot-vpervye-implantiroval-zuby-cheloveku/
(Reply) (Thread)