?

Log in

No account? Create an account
Warrax's Fence [entries|archive|friends|userinfo]
Darkhon

[ website | Black Fire Pandemonium ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Понять СССР - 107: Общественный транспорт в СССР [Sep. 18th, 2018|03:47 pm]
Darkhon
[Tags|, ]

Продолжаем. Переделана 95дополнена), новые: 101 (+ доп.), 102, 103, 104, 105; 106; также см. 001-100
Для себя: закрыть темы 108-110, потом отдельно написать серию по этому.


В.: В СССР было мало автомобилей, так как упор делался на общественный транспорт

О.: Общественный транспорт в СССР был ужасен. Плохие автобусы, которые зачастую надо было брать штурмом, плохие дороги, ужасающие остановки, иногда с огромными лужами. График движения, который зачастую не соблюдался вовсе.
Если уж и вспоминать общественный транспорт, то его следует относить к провалам, а не к успехам СССР. Исключением можно назвать метро, однако и тут стоит оговориться, что станций метро было откровенно мало.
Открываем карту. Смотрим дорожную сеть пятимиллионной Финляндии, потом дорожную сеть соседних Ленобласти и Петербурга (7 млн населения). При близкой плотности населения в Финляндии дорожная сеть на порядок гуще, при этом в конце советского периода разрыв был ещё более разительным.
С аэропортами, метрополитенами, газопроводами и прочими инфраструктурными объектами также всё было грустно. При этом, повторюсь, отставание СССР нельзя объяснить большими пространствами, всё было плохо и в городах, например.
...Автомобилей было раз так в 10 меньше, чем в соседних странах.

(там ещё про телефонизацию было, это потом отдельно).

Тут несколько смешано и изначально, и объедил про транпорт и инфраструктуру -- там было неполноценно всё равно (если уж за инфраструктуру, то смотреть надо всё, вплоть до медпункутов и школ в любой деревне), так что здесь -- про транспорт. И таки да, не знаю. что именно в СССР было "всё грустно" с трубопроводами?).

Начнём с автомобилей.
Передёргивание стандартное. Дело даже не в том, что автотранспорт, как и жильё по площади и проч. надо рассматривать в динамике, смотреть прирост, а не абсолютные значения. Просто в СССР и на Западе были весьма разные системы и инфраструктуры, и потребления. Автомобиль в тех же США -- обязателен, без него жить просто невозможно, и всё заточено под это. В СССР автомобиль -- это типа круто, но по сравнению с бесплатными жильём, здравоохранением и образованием... Не считая не оцениваемых в деньгах аспектов, таких как безопасность и вообще уверенность в завтрашнем дне. Или практическое отсутствие проституции и наркомании, ЛГБТ и прочих "общечеловеческих ценностей демократии".
Т.е.: да, автомобилей было куда меньше. А в диких 90-х квартиры сдуру меняли на автомобили и даже видеомагнитофоны. Сейчас баланс ценностей "автомобиль vs социалистические социальные гарантии" нагляден.
В общем, демагогия известная и давно надоевшая.
В любом случае, важно не наличие автомобиля, а возможность перемещаться. И вот тут современность РФ не идёт ни в какое сравнение с СССР, где был транспорт с любой жопой мира, чтобы люди могли перемещаться. И стоило это всё очень даже недорого. Начиная, сцуко, с пятачка (5 копеек!) на метро.
Из комментариев в оригинальном обсуждении:
" Я живу не далеко от сибирской реки и с детства видел, какой грузопассажирский флот ходил по ней. По реке легко можно было попасть из пункта А в пункт Б, каждый час летали суда на подводных крыльях: "Ракеты", "Метеоры","Заря". Пристани были в каждой деревне. Чистили фарватер земснарядом от ила, для того, чтобы круизный теплоход с большой осадкой мог проходить. А это -- рабочие места, если что. Теперь фарватер заилился, измельчал, пристаней нет уже по большей части реки. Ходит очень иногда более экономичная "Заря"".
Где-то так. В моём родном Урюпинске (райцентр на 40000 жителей) был аэропорт. Сейчас ближайший -- в Борисоглебске (64 км, и мелкий), а так -- в Воронеже и Тамбове, за сотни километров. С одного авиафорума:
-- Достаточно бородатый анекдот гласит: Рейс Москва-Урюпинск задерживается по причине отсутствия аэропорта в Урюпинске. Ха-ха-ха. Ради интереса лезу в Google Earth и вижу: восточнее города стоит значок аэродрома. Ясное дело даже намёка на аэродром нет, но кто то же место отметил! Кто просветит?
-- При нажатии пишут - "руины аэродрома с уникальным естественным взлётно-посадочным полем". Вот и понимай как хочешь.
-- Дык раньше в Урюпинск из Волгограда вполне себе Ан-2 летали.
-- ЯК-40 тоже там бывали (рядом очевидец сидит).
-- При недоразвитом совке даже Херсон-Скадовск рейсы были, а Скадовск в 2 раза меньше Урюпинска и расстояние 100 км. сейчас и в Херсоне аэропорта нет.
-- Это не хохма. Был такой.....А в прочем остатки его ещё живы... В совсем стародавние времена садились на дозаправку самолёты маршрута Мск-Сталинград. В чуток более новые, был местный рейс: Волгоград - Урюпинск на Ан-2 или "Моравах".
Меня в 70-х годах к прабабушке на лето туда отправляли. Яркое детское воспоминание... (Может, поэтому и пошёл в лётное училище). Летим на "Мораве", впереди гроза, самолётик подсел на какое-то поле, переждал грозу и мы дальше полетели.
-- А вообще тема грустновата получается, я тоже помню с детства, что практически до любого райцентра можно было добраться используя два типа самолётов: Ту-134, 154, Ан-26, Як-40, 42 и тут же в аэропорту пересесть на Ан-2 и долететь. "Морав" не видел. А ныне не все обл.центры имеют действующие аэропорты. (прим.: пост 2011 года, я не проверял -- W.)
И вот -- по отношению ко всему.
При этом транспортная система создавалась именно как система. Взаимодополняющие виды транспорта, а не конкурирующие. Желающие могут ознакомиться, например, со спецификой США -- что там с железнодорожным транспортом. В 1970-х заимствовали опыт СССР: "в период с начала 70-х до середины 80-х транспортная политика в зарубежных странах капиталистического типа (США, ФРГ, Япония) основывалась на концепциях, исходящих из общегосударственных и стратегических задач развития железнодорожного комплекса в противовес частным приоритетам и интересам. Так, в США в состав правления частично национализированных железнодорожных корпораций, таких как «Амтрак» и «Конрейл», в 70-е годы ХХ века впервые в истории развития железнодорожного транспорта были включены государственные чиновники. Кроме того, закон США 1973 года «О реконструкции железных дорог» обязал правительства штатов и местных органов власти принимать активное участие в планировании и встречном финансировании развития железных дорог . К тому же федеральное правительство предоставляло субсидии из государственного бюджета образованной государственной пассажирской компании «Амтрак», чтобы в первую очередь обеспечить дальние пассажирские перевозки, являвшиеся убыточными, но при этом общественно необходимыми . Даже либеральный закон Стаггерса о железнодорожном транспорте 1980 года, который существенно облегчил бремя регулирующих государственных ограничений на железных дорогах США, не позволял свободно устанавливать цены на свои услуги и не допускал свободного установления тарифов на тех линиях, где существовало монопольное положение какой-либо из железнодорожных компаний, что обуславливалось общественно-политическими интересами".
"...именно советское время явилось периодом широкого развития железнодорожных коммуникаций Сибири и Дальнего Востока, временем важнейших геополитических решений в области экономических и стратегических задач, а также решения оборонных и демографических проблем. В итоге за короткий пятнадцатилетний срок был проложен путь к богатейшим ресурсам Восточной Сибири, создан кратчайший межконтинентальный железнодорожный маршрут Восток-Запад, проходящий на протяжении 10 тысяч км по территории Советского Союза".
Кстати, если вспомнить о вообще инфраструктуре, то сравните единую систему электрофикации СССР и причины возникновения т.н. блэкаутов в США -- ага, именно потому, что частные компании. Ну и заодно советую поинтересоваться как и зачем (реально, а не в декларациях от сторонников) навязывается "зелёная энергетика" не как дополнительная, а именно взамен традиционной.
Если обобщить мысль, то агитаторы за капитализм указывают, например, на современный междугородный автобус "Мерседес" -- смотрите, как клёво, сравните с ухайдоканным "ПАЗиком" в СССР! И при этом "забывают", что на автобусе едут сейчас потому, что ж/д билеты стоят гораздо дороже, авиасообщение -- тем более, а разбитые "ПАЗы" и проч., поскрипывая, регулярно посещали даже мелкие деревни, из которых сейчас хрен выберешься.
За 1913-1975 грузооборот транспорта общего пользования увеличился в 41 раз, а пассажирооборот — в 23 раза.
Да, были сложности с билетами. Потому, что ездить было недорого. Из обсуждения в ЖЖ:
-- Первое, что вспоминается, - доступность. Цена, в смысле. По студенческому ( 50%- ная скидка с 1 ноября по 30 апреля) легко летали из Воронежа в Москву на Таганку ( учившиеся в столице одноклассники оповещали заранее о купленном билете). Все удовольствие стОило 15 р , туда- обратно. До Сочи - 42 р. Второе. Безопасность. Садилась и - никаких страхов. Сервис- нормальный. ...студенты мотались по стране буквально за считанные рубли на самолете, да!
-- До 90-х в гробу видал все паровозы. Только самолет. От Перми до Ленинграда, Нижневартовска и Волгограда билет стоил одинаково - 30р.50коп. Мамка тогда получала пенсию 132р. Два раза можно было в Ленинград смотаться. И неделю на еду хватило бы. Не любил Ту 154. Народу много. А, вот Ту 134 Уважал. Посчитал на чем летать приходилось: На 10 типах летательных аппаратах. На одном самостоятельно. С парашютом прыгать пришлось с четырех. Сейчас и на электричке лишний раз не проедешь.
-- Местная малая авиация в самом буквальном смысле сшивала страну воедино. "Ан-2" возил на 300-400 км за очень даже смешные деньги, вполне сопоставимые с поездкой на такси по Москве. (Стоимости билетов не помню, так что называть суммы воздержусь). См., в частности, фильм "Мимино"; то, что до поездки в Москву - чистая правда.
-- Совершенно верно! Воронеж- Быково - 7,50 по студенческому, а от Быково до центра была пятерка.
-- Ребята )) Чтобы оценить авиотрафик Союза, посмотрите на гугл и яндекс карту европейской части Союза внимательно. Белоруссия, Россия, Украина... Смотрите аэродромы-площадки-аэропорты. 90% их на текущий момент нерабочие. У меня отец всю дорогу в малой авиации был до 90-х. Рейсы у них могли быть не просто А-Б, а, к примеру, А-Б-С-А. Летное плечо от 15 минут до 40 в среднем. Малая авиация реально заменяло авто по областям. И, кстати, интересно глянуть статистику. У меня имеется убеждение, что малую авиацию в пику автопрому слили (чтобы побольше машин брали), при том, что с частной авиацией и тогда и сейчас не все в порядке. И, кстати! Сегодня, чтобы с одного областного центра в другой долететь -- так только через Мск. За херову тучу денег, а тогда всех делов 20 минут было.
-- У нас в селе ( в селе! блин, в котором сейчас тупо жителей в ближайший город отправлялют в больницу) был небольшой аэродром с "кукурузничком", летавшим до Свердловска и это было гораздо проще и выгоднее, чем добираться до Тагила, потом пересаживаться на автобус или электричку и пилить до облцентра. Билеты были недорогие. Школьников в виде экскурсии просто катали по кругу над окрестностями иногда. На этом аэродроме снималось несколько эпизодов фильма "Арифметика любви" Свердловской киностудии. После 1991 года все здания сравняли с землёй, сейчас всё заросло бурьяном.
В СССР большое внимание уделялось именно внутренним перевозкам на небольшие расстояния. Также надо смотреть на то, что самолёты (и какие!) производили сами, а не закупали б/у на Западе. Тоже из комментариев:
-- Мой одноклассник в 70-е с родителями уехал в Америку, выучился там, работал потом в Дельте. Приезжал в союз в конце 80-х. Я помню, как орал : вы мудаки, не понимаете своего счастья -- у вас ОДНА компания на всю гигантскую страну!!! А это -- единая система управления, единые стандарты безопасности, ремонта, сервисного обслуживания. Да вы сами самолеты делаете и сами на них летаете! При единой компании у вас на самолете в любое село можно летать, и прибылями от широкофюзеляжников покрывать издержки малой авиации!
-- В детстве, помню, в небольшом сибирском городке был аэропорт для малой авиации, там стояли какие-то кукурузники типа АН-2. С развалом СССР его закрыли. Что до доступности, отец рассказывал, как, будучи лейтенантом, летал с сослуживцами в Москву (из Сибири) на выходные "пива попить".
Здесь что важно:
а) Ориентация не на прибыль, а на народ: хочешь в небо -- иди в авиакружок, и за счёт государства, сможешь заранее обучиться и себя попробовать. Ровно то же самое -- например, с яхтклубами. Зато сейчас можно покупать частные яхты даже океанского типа.
б) Многие радетели за капитализм указывают как на положительный аргумент мобильность населения - мол, захотел и переехал. То, что часто вынужденно, в поисках работы, "забывается". В СССР было иначе: если неплохо зарабатываешь, таки да, можно слетать за несколько тыс км попить пива.


Из Воронежа в 1975 году можно было напрямую улететь в 62 города союзного значения: от Калининграда на западе до Новосибирска на востоке. Плюс можно было попасть в 31 населенный пункт местного значения. С тех пор прошло 40 лет. Смотрим, куда из Воронежа можно напрямую улететь в России ХХI века:

И таки да (статья 2015 года):
"Почему, скажем, средний возраст американского авиапарка – 10 лет, европейского – 13, а российского – все 20? Почему наши авиакомпании вместо нового отечественного Ту-204 покупают за те же деньги изрядно потрёпанные Boeing 737 или Airbus A321? Наконец, почему правительство мало того что не защищает отечественную авиапромышленность, так ещё и способствует её окончательной гибели?"
И, кстати, такой херни, как платные дороги и платные парковки у собственного дома в СССР даже представить не получилось бы.
Хорошая статья:
"Одна из фундаментальных ошибок российских городов — отношение к общественному транспорту как к бизнесу. Общественный транспорт является системой жизнеобеспечения города, позволяет городу нормально функционировать. Если общественный транспорт оказывается в запущенном состоянии, страдают сразу все сферы городской жизни, перестают работать все городские ценности, они в результате вообще не рефлексируются...
Нужно перестать относиться к общественному транспорту как к бизнесу, а осознать его как элемент городского устройства первой необходимости — наравне с энерго- и водоснабжением, медициной, образованием, полицией и службой спасения. Здесь, кстати, анекдот в том, что российские города докатились уже и до приватизации горводоканалов и электросетей".

Короче говоря, подобную телегу (и это я вкратце, что под руку попалось, а ещё бы надо подробнее раскрыть тему производства своих самолётов -- а это очень связано с экономикой в целом и обороной, например) надо писать по каждому виду транспорта. Но подобные претензии всегда рассчитывают на тех, кто сейчас живёт хорошо и при этом не в состоянии мыслить системно, в масштабах страны. Вот им наглядно: у них теперь есть кредитный автомобиль, на котором они гордо стоят в пробках.

Ах да, чуть не забыл: "Смотрим дорожную сеть пятимиллионной Финляндии, потом дорожную сеть соседних Ленобласти и Петербурга (7 млн населения). При близкой плотности населения в Финляндии дорожная сеть на порядок гуще...". Демагогия наглядно видна: с хрена это вся площадь страны должна иметь дорожную сеть одинаковой плотности? Если глянуть на карту, то транспорт и в Финляндии распределён неравномерно.

И для завершения темы транспорта, иллюстративное про оплату. Типичная касса для оплаты проезда в автобусе:


Сверху засыпается мелочь, сбоку отматываются билеты. Механизма для контроля оплаты не предусмотрено -- можно хоть все билеты отмотать. А вот такое на выходе:

Сюда выкидывали билеты на выходе, чтобы не мусорить.
Во многих местах подобные фото приведены с примечанием: мол, от таких касс люди радостно отматывали себе билеты, заплатив меньше или же вообще не заплатив, а из таких сборников доставали использованные, чтобы показать контролёру. То, кто такое пишет -- точно не застал СССР или же нагло лжёт (в крайнем случае -- очень местная особенность). Достоверности же в этом ровно столько же, сколько и здесь:""каждый, кто ностальгирует по СССР, должен помнить об отскребании жвачки ... от асфальта отсребалась грязная, расплющенная жеванная жвачка и радостно отправлялась в рот".

.
linkReply

Comments:
[User Picture]From: darkhon
2018-09-18 01:31 pm (UTC)
А вот на тему дорог напомнили:

Бытовая драма в Германии. Когда в поселении наступает время обновлять дороги, всем жителям прилегающих домов рассылаются счета. Автору истории повезло — к его маленькому участку прилегает только небольшой кусок дороги, он отделался жалкими 12 тысячами евро (это примерно 900 тысяч рублей). Его соседу, офисному клерку, влепили счёт уже на 35 тысяч евро (2,5 млн рублей). Бедняге пришлось оформлять под это дело кредит:

https://lied.d3.ru/pochemu-v-nemetskoi-derevne-khoroshie-dorogi-strassenbaubeitrag-1630810/

Отказаться от выплат, разумеется, нельзя — это Германия. Шаг влево, шаг вправо, и власти влепляют такие штрафы, что несчастный собственник начинает очень горько жалеть о том, что не заплатил вовремя. Иногда счета доходят до 60 тысяч евро (4,4 млн рублей). Некоторым после такого сюрприза приходится продавать дома.

Само собой, уплата этих денег не освобождает вас от священной обязанности держать тротуар перед вашим участком всегда очищенным от снега и листьев. Небрежных хозяев опять-таки штрафуют так больно, что второго нарушения обычно уже никто не допускает.

А вот немного настоящей жести. Некий городок решил построить на загруженном перекрёстке кольцевую развязку с велосипедными дорожками. С жителей прилегающей улицы затребовали от 130 до 140 тысяч евро (около 10 млн рублей). Уточню, это с каждого дома:

https://www.ndr.de/nachrichten/niedersachsen/Strassensanierung-Bis-zu-140000-Euro-pro-Anwohner,strassensanierung134.html
https://blablabla.d3.ru/140000-evro-za-remont-dorogi-v-germanii-prodolzhenie-1631328/

Несчастные немцы пребывают в шоковом состоянии. Для многих из них эти выплаты означают фактическое разорение. Мэр города однако обещает пойти малообеспеченным навстречу: дескать, если кому-то сложно заплатить сразу, можно будет оформить в ипотеку и платить за дорогу в течение 15 лет.
(Reply) (Thread)