?

Log in

No account? Create an account
МЕ, Судьба и Сердце - Warrax's Fence [entries|archive|friends|userinfo]
Darkhon

[ website | Black Fire Pandemonium ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

МЕ, Судьба и Сердце [Jun. 15th, 2018|01:55 am]
Darkhon
[Tags|, ]
[music |Allegaeon - All Hail Science]

Владимир Емельянов, специалист по Шумеру, написал интересный пост на тему отношений судьбы (nam) и МЕ.
В 2009 г. я выпустил книгу о МЕ, намереваясь перекинуть мостик от имперсональной божественной силы, потенции сущего, к индивидуальному предопределению, т.е. к судьбе. Мне казалось 15 лет назад, что это довольно легко и любой это напишет. Но любой не написал. В шумерологии нет книги о категории судьбы. А в ассириологии такая книга есть только для текстов 1 тыс. до н.э., преимущественно ассирийских. А почему возникло такое торможение для судьбы периода бронзы? Потому что существует огромная проблема, которая не поставлена в общем виде. Понятно, что мир не может существовать без МЕ, и любое качество, любая профессия, любая инсигния власти имеют МЕ. Это означает, что проблема потенциального существования решена. Потенция есть, и она возникает из желания, которые тем или иным способом выражается и актуализируется. Однако индивидуум не обладает МЕ. Они присущи только обожествленным царям. Значит, любой человек вообще не имеет специфической, только собственной потенциальности. Он предназначен для того же, для чего и все. Дальше идет судьба (НАМ). Судьба есть только у людей, другие твари ее лишены. Судьба это все, что случится с человеком от рождения до смерти, это совокупность его атрибутов, это то, чем он здесь и сейчас отличается от других людей. Связана или нет судьба с МЕ? В некоторых шумерских гимнах они идут вместе (me nam). Но судьба это не потенциальность, не то, что внутри, а, напротив, то, во что одет человек. Шумерская пословица: "Судьба - одежда, протянутая голому в пустыне". Пространство-время жизни, имя, родословие, события, занятия человека как раз и являются такой одеждой. Но смерть судьбой не является. Шумеры знают, что смерть есть фактор неожиданности, и говорят, что даже боги не скажут, когда человек умрет. Но вот дальше следует загадочная фраза. Когда хотят сказать, что умер, то говорят: "он ушел к своей судьбе". Что это значит? Что судьба ушла в Подземный мир раньше самого человека, и только потому он там? Непонятно. Однако понятно, что в том мире человек теряет свою судьбу и приобщается к судьбе всех умерших. Он голодает, жаждет и просит жертв. Дальнейшее снова возвращает нас к его прижизненной судьбе, потому что если у него много детей, то он получит много жертв. Так вот, непонятно: если судьба это одежда, то куда она девается перед смертью и возможно ли для человека инобытие вне судьбы? И, разумеется, непонятно, как связаны судьба и МЕ. Понятно только то, что уход в Подземный мир и возвращение оттуда (для богов) входят в список МЕ. Следовательно, они предопределены и потенциально существуют. Царская власть тоже есть в списке МЕ. Но в этом списке отсутствует судьба человека как таковая. Откуда она берется, если у нее нет МЕ? Бытие индивидуума не имеет потенциальности и предопределения? Т.е. оно беззаконно в ритуальном смысле? Не являются ли тогда МЕ и НАМ оппозицией? Вот этот вопрос, пожалуй, никому и в голову не приходил. Я же думаю над этим много лет. Есть ли мостик от МЕ к НАМ или, напротив, они соотносятся как Небо и Земля в устройстве мироздания? Составляют единство противоположностей.
Понятно, что о свободе говорить не приходится. Свобода воли это "поступать по своему сердцу". Это всегда против богов и кончается плохо, хотя такому героизму могут и аплодировать. Гильгамеш ходит в трагических героях. Хотя он и бог на две трети, но МЕ у него нет. И о судьбе (НАМ) Гильгамеша нам тоже ничего не говорят. Он зависает между божественным и человеческим, становясь генералом мира мертвых. Видимо, это что-то третье - то, что и не для богов, и не для простых смертных. На месте МЕ и НАМ у Гильгамеша Сердце. И его мать Нинсун, обращаясь к Шамашу, спрашивает его, зачем он вложил в ее сына беспокойное сердце. Свобода воли, своеволие, поступок не по внутреннему, глубоко укорененному и предопределенному желанию, а по внешней прихоти. И поражение борца на ринге, сопровождаемое восторгами толпы.

Я лично по этому вопросу думаю следующее:

Интересно. Я, конечно, не спец по Шумеру, но мнение выскажу :-)
Общее для всех древних цивилизаций: человек по сути не рассматривался как индивид вне рода, племени, позже -- социума размером побольше. В Индии кастовая система была развита, но и в других странах, хотя и не так явно, имелась концепция предназначения "раз таким родился, так и надо". При этом в очень многих культурах имелась концепция судьбы/рока/фатума, которые буквально предопределяют жизнь от и до, и исправить которые -- это эпический миф.
Но Шумер -- очень интересная цивилизация, в которой, особенно до всяких там аккадцев, было много уникального.
Кроме того, надо учитывать, что концепция "единства противоположностей" -- это по сути глюк западной оккультной модели восприятия: сначала делят, затем объединяют.

Можно предположить приблизительно следующее:
"Однако индивидуум не обладает МЕ" -- возможно, индивидуум не обладает МЕ в той степени, о которой стоит говорить. Дельта малая. Аналогия: тапас в индуизме - сколько там его у обычного индуса?
"даже боги не скажут, когда человек умрет" -- то есть предопределение отсутствует.
"В некоторых шумерских гимнах они идут вместе (me nam)" -- то есть судьба связана с МЕ, что очевидно для богов, царей, героев и проч., и теоретически верно для общечеловеков, но практически МЕ в таком случае игнорируется, приравнивается к нулю.
"Судьба - одежда, протянутая голому в пустыне" -- это образное указание на то, что человек без социальной роли -- ничто.
""он ушел к своей судьбе". Что это значит? Что судьба ушла в Подземный мир раньше самого человека, и только потому он там? Непонятно. Однако понятно, что в том мире человек теряет свою судьбу и приобщается к судьбе всех умерших" -- тут важны тонкости перевода. Может значить именно то, что написано, "своя судьба" здесь обозначает "все умрут, у всех будет одна судьба мёртвых", а не "ушёл к личной судьбе".
" судьба человека как таковая. Откуда она берется, если у нее нет МЕ?" -- соответственно, у обыяных людей есть свои социальные роли. Если даже боги не знают, когда человек умрёт, то лологично предположить, что не знают и когда и кем родится. В традиционном об-ве обычно очень сложно выйти из касты, даже если нет официальной системы варн. Родился в семье земледельца -- скорее всего и будешь земледельцем, а сын чиновника им будет вряд ли. То есть, несмотря на практическое отсутствие МЕ, у человека автоматом образуется судьба. Которая, поскольку это всё же не фатум какой, может быть изменена либо внешними факторами либо неким наличием МЕ, как у героев.

Прим.: не понял, почему поступать по сердцу -- это по _внешней_ прихоти.



linkReply