?

Log in

No account? Create an account
Капитализм и этика -- личная и предпринимательская - Warrax's Fence [entries|archive|friends|userinfo]
Darkhon

[ website | Black Fire Pandemonium ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Капитализм и этика -- личная и предпринимательская [Mar. 23rd, 2018|06:11 pm]
Darkhon
[Tags|, ]
[music |Atsushi Yokozeki Project - Jet Finger,Fox Glove]

Продолжаю цитировать выжимки из текста С.Г.Кара-Мурзы на тему экономики.
https://sg-karamurza.livejournal.com/291777.html

4.8. Капитализм и личные духовные ценности
...Вебер пишет о мировоззрении, которое легло в основание буржуазного общества: «Нажива в такой степени мыслится как самоцель, что становится чем-то трансцендентным и даже просто иррациональным по отношению к счастью или пользе отдельного человека. Теперь уже не приобретательство служит человеку средством удовлетворения его материальных потребностей, а все существование человека направлено на приобретательство, которое становится целью его жизни» [8, с. 75].
[Тяга к накоплению собственности была в России предосудительной, в этом Вебер видел главное препятствие развитию капитализма. ...[(см. [35])].]
...Если спросить этих людей о смысле их безудержной погони за наживой... они просто сказали бы... что само дело с его неустанными требованиями стало для них необходимым условием существования. ...мотивировка, выявляющая к тому же всю иррациональность подобного образа жизни с точки зрения личного счастья, образа жизни, при котором человек существует для дела, а не дело для человека...» [ 8, с. 73, 89, 90].
Состояние шкалы духовных ценностей в буржуазном обществе изучали, прежде всего, на материале раннего капитализма, когда его основы были еще обнажены. Еще Аристотель писал: «В искусстве наживать состояние, поскольку оно сказывается в торговой деятельности, никогда не бывает предела в достижении цели, так как целью-то здесь оказывается беспредельное богатство и обладание деньгами... Все, занимающиеся денежными оборотами, стремятся увеличить свои капиталы до бесконечности».
...в главном все это растолковал уже Адам Смит, который предупреждал об опасности трагического обеднения всей общественной жизни под воздействием рынка. Дж. Грей цитирует такое резюме этих рассуждений Адама Смита: «Таковы недостатки духа коммерции. Умы людей сужаются и становятся более неспособными к возвышенным мыслям, образование записывается в разряд чего-то презренного или как минимум незначительного, а героический дух почти полностью сходит на нет...» [21, с. 194].
Это состояние в ХХ веке не только укоренилось, но и обострилось. Психолог Э. Фромм писал: «Для рыночного мышления все превращается в предмет коммерции – не только вещи, но и сама личность, ее физическая энергия, ее навыки, знания, мнения, чувства и даже ее улыбки. Этот характерологический тип представляет собой исторически новое явление....» [55].
....Лютер и Кальвин произвели революцию в идее государства и власти. ... Здесь уже не монарх есть представитель Бога, а класс богатых. .... Читаем у Лютера: «Наш Господь Бог очень высок, поэтому он нуждается в этих палачах и слугах – богатых и высокого происхождения, поэтому он желает, чтобы они имели богатства и почестей в изобилии и всем внушали страх. Его божественной воле угодно, чтобы мы называли этих служащих ему палачей милостивыми государями».
...Государство перестало быть «отцом», а народ перестал быть «семьей». Общество стало ареной классовой войны.

4.9. Образ предпринимателя у авторов политэкономии
...уже А. Смит предупреждал, что эгоизм homo economicus часто толкает его к иррациональным решениям. Он осуждал их поведение как «грубое пренебрежение и несправедливость» и что они поступают как «рациональные дураки» [46].
...Один из отцов-основателей США Дж. Мэдисон писал в 1792 г., что «все [тогда – кроме женщин и негров] должны иметь равные возможности становиться в конечном итоге более неравными и быть ограждены от поползновений со стороны исповедующих эгалитарные взгляды» (цит.: [54, с. 220]).
Но все же капиталисты-эгоисты не разгромили Запад потому, что западные обществоведы, государство и общество поставили бизнес в рамки жестких ограничений.

W.: Проще говоря: капитализм нуждается в сдерживании со стороны государства, которое вносит хоть какую-то лепту справедливости и хоть как-то ограничивает патологическую жадность бизнесменов.


linkReply