?

Log in

No account? Create an account
«Сперва добейся» по отношению к творческим профессиям - Warrax's Fence [entries|archive|friends|userinfo]
Darkhon

[ website | Black Fire Pandemonium ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

«Сперва добейся» по отношению к творческим профессиям [Nov. 26th, 2017|08:24 pm]
Darkhon
[Tags|, ]
[music |08. Coven - Silverbird]

http://zadolba.li/story/18708

Откуда это «сперва добейся» взялось по отношению к творческим профессиям? Вот, к примеру, сделали вам ремонт, и сделали некачественно — обои отклеиваются, линолеум горбом, плитка посыпалась. Все вам будут сочувствовать, рекомендовать подать в суд, или вовсе не платить за некачественную работу, пока не переделают. И никому в голову не придёт сказать, что вам бы самим сперва стоило научиться класть кафель и клеить обои, а уж потом высказывать мнение.

А вот творчество. Увидела в продаже новую книгу любимого автора, купила, прочла, меня спросили, как оно, я отвечаю, что, и слог уже не тот, и написано словно на отцепись, и старые клише отовсюду лезут, как будто не он писал. В ответ — а ты сперва сама так напиши, а потом уже… Купила билет в оперу, солистка фальшивила. Слышно же. Спросили, как впечатления. Говорю честно — хорошо, но солистка фальшивит. Мне отвечают с грозным негодованием — а ты сперва сама научись так петь, а уж потом… Была на выставке авангардного искусства. Спрашивают, как там? Да так, говорю, что-то очень красиво, а что-то непонятно и не понравилось. «Да ты сама сперва добейся, чтоб тебя выставили, а потом уж суди!» В кино пошла, посмотрела, неплохой фильм, но косяков тьма и операторская работа оставляет желать лучшего — ну что это за диалоги «восьмёркой» в двадцать первом-то веке! «А ты сперва сама сними, а уж тогда…»

Лучше всего было, когда после рок-концерта одной группы поинтересовались, круто ли было. Я честно ответила, что да, очень, драйв и всё такое, но звук с песком, вокал не слышно, бас не выкрутили, звукорежиссёру надо бы руки вырвать и пришить на место. Угадайте реакцию. «А ты звукорежем стать сама не пробовала?» И тут я уже ответила, что не только пробовала, но и являюсь им, так что тонкости работы знаю, и слух у меня хороший. Косяки слышу, уж простите. Так мне посоветовали… стать звукорежиссёром именно этой группы, то есть опять «сперва добиться».

Как интересно. Получается, с кафелем и обоями всё понятно — негодно, так переделывай, мастер-ломастер, платье криво сшито в ателье — это брак, а не портной так видит, и с ремонтом железа то же самое, и с настройкой винды, и с дрессировкой собак, и с медициной, и даже в колл-центре виноваты девочки на телефоне, что не так объяснили. Но стоит в сети чей-то плохой стишок прочитать, и написать правду, что он плохой, так «сперва добейся»! Научись петь в опере, играть на всех музыкальных инструментах, писать книги и рисовать портреты. Задолбали.


linkReply

Comments:
From: karpion
2017-11-26 08:21 pm (UTC)
А вот творчество. Увидела в продаже новую книгу любимого автора, купила, прочла, меня спросили, как оно, я отвечаю, что, и слог уже не тот, и написано словно на отцепись, и старые клише отовсюду лезут, как будто не он писал. В ответ — а ты сперва сама так напиши, а потом уже…
Ты сначала подбери в своё окружение приличных людей - а потом и не будет такой проблемы. ;)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: gorrah
2017-11-27 09:27 am (UTC)
Тут еще та проблема, что с объективной оценкой творчества справятся не только лишь все. Отваливающийся кафель всем понятен и нагляден. А вот неумение писать и "детские" стилистические ляпы писателя - нет. С художником все еще сложней, многие в принципе отказывают в праве на существование всем жанрам живописи, помимо сугубого реализма. Даже человек, наделенный хорошим вкусом, без специальных знаний скорей всего не объяснит, почему эта картина - художественное произведение, а вон та - бездарная мазня и китч, несмотря на равный реализм.
Объективные критерии качества произведения есть, но они, как уже сказано, требуют специальных знаний. И усилий по их овладению, потому что мало знаний, надо еще и навык иметь. Иначе можно заметить только самые грубые ляпы типа употребления слов в неправильном значении. Не говоря уж о появлении новых художественных приемов, для которых нет готовых оценочных лекал.
Вот и возникает из этого "а че такого, мне нравится" и как следствие - "сперва добейся".
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: darkhon
2017-11-27 05:47 pm (UTC)
" без специальных знаний скорей всего не объяснит, почему эта картина - художественное произведение, а вон та - бездарная мазня"
Гы. В том-то и суть: искусство должно воздействовать, побуждать и прочее, а не "для спецов оценить". Сводить к сугубому реализму не надо (и вообще, я не понимаю художественной ценности натюрмортов, например), но тем не менее про всякое "современное искусство" хорошо в "Незнайке на Луне" написано.
Вот на примере музыки: соглашусь, что на общечеловеческом уровне катит голимая попса типа "джага-джага, ветер северный", а для восприятия серьёзной музыки надо иметь некую подготовку. Но чтобы понять, что рэп - это кал, не надо оканчивать консерваторию.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: gorrah
2017-11-27 09:08 pm (UTC)
Для восприятия любого произведения искусства нужна "некоторая подготовка". Тебе понятно, что текст большинства классиков русской литературы - высокохудожественное произведение, а текст большинства писунов с самиздата - невыносимая графомань по той простой причине, что в школе тебя когда-то заставили прочитать немало произведений классиков и еще чуток поразъясняли на пальцах, что такое хорошо, а что такое плохо.
Помогает не всем, многие с удовольствием трескаюи литературную "джага-джагу" и добавки просят. И это весьма коррелирует с уровнем образования.
Да, чтоб отличить совсем мазню и совсем графоманию обычно достаточно довольно поверхностного знакомства с предметом. Но оно все-таки необходимо. Вообще, то, что я имею в виду, в применении к изобразительному искусству хорошо расписывает shakko_kitsune.
Что до современного искусства, то картины Ван Гога тоже трудно назвать реалистичными. А равно и многих других художников во многих других направлениях. Их тоже современники полагали "мазней".

Edited at 2017-11-27 09:10 pm (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: darkhon
2017-11-28 03:01 pm (UTC)
"Тебе понятно, что текст большинства классиков русской литературы - высокохудожественное произведение" -- не понятно, кстати :-) Того же Достоевского читать просто невозможно, например.
Я просто в детстве реально очень много читал книг.

Ван Гог как пример: ну и что в нём великого? Мазня, таки да. Оно, понятно, что я тоже не могу объяснить, почему Дали гениален, но тем не менее. А вот когда за миллионы продают картины вида "плеснули краску на забор" -- вообще наглдяно.




(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: gorrah
2017-11-30 06:12 pm (UTC)
Тем не менее, объективные критерии оценки творчества вполне себе есть. Как объективные критерии качества кладки плитки. В основе любого искусства лежит ремесло. Но владеют этими критериями не все. Почему откровенная графомань, которую хоть немного понимающий в литературе человек просто не сможет читать, иначе как по сильной необходимости, имеет все же свой фан-клуб. В обратную сторону это тоже работает - "фантастика должна звать молодежь во ВТУЗы", ага.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: darkhon
2017-12-02 11:44 am (UTC)
Да, с критерием владения ремеслом согласен. Т.н. современное искусство как раз этого не подразумевает.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: gorrah
2017-12-02 11:51 am (UTC)
Как сказать. Я видел весьма красивые и эстетически приятные абстрактные картины и скульптуры. Вот так просто, ничего не умея, такое не придумать и не сделать.

Впрочем, значительная часть современного искусства, особенно всякое, как выражаются "остросоциальное", на мой взгляд на уровне средней руки карикатуры. Типа там образное сравнить гонящегося за модными гаджетами обывателя со свиньей. Не ахти, какие глубины раскрытия образа.

Edited at 2017-12-02 11:52 am (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: darkhon
2017-12-02 11:32 pm (UTC)
Тут дело в чём. Умение работать с абстрактными композициями полезно для дизайна, например.
Но вот заявлять шедевром тот же квадрат Малевича, хотя подобных картин было уже много, -- хуцпа.
(Reply) (Parent) (Thread)