?

Log in

No account? Create an account
Мелкостатья про детство и Тьму 2/2 - Warrax's Fence [entries|archive|friends|userinfo]
Darkhon

[ website | Black Fire Pandemonium ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Мелкостатья про детство и Тьму 2/2 [Nov. 5th, 2017|09:34 am]
Darkhon
[Tags|, ]
[music |Rebellion - Vi Seglar Mot Miklagard]

Добавление к первому посту:
https://darkhon.livejournal.com/2889046.html

Особенность волшебной сказки, т.е. детского жанра: персонажи идеализируются и геперболизируются. Мелкий деть ещё не может адекватно воспринимать нюансы. Поэтому протоганист -- добрый, умный и красивый. Героиня -- тоже отличница, комсомолка и просто красавица. При это им обычно придаётся высокий статус -- часто Иван-дурак быстренько становится Иваном-царевичем, но при этом поведение у них в сказке -- "от простого народа", с его пониманием справедливости. Т.е. все параметры направлены на то, чтобы обаять и привязать к таким персонажам -- это "Добро".
"Зло" же показано без какой-либо внутренней логики, Тёмный Властелин просто Очень Плохой и хочет сделать всем бяку. И При этом он урод на вид. В общем -- фу.
И Добро обязательно побеждает Зло, потому что так положено, без вариантов. Чтобы проиграть, Тёмный Властелин (или другой Очень Плохой персонаж) вынужден играть в поддавки, иначе не получится, см. "Кодекс Злого Властелина".
Чёрно/белость мира зашкаливает, прямо как у Толкиена (не потому ли он так притягателен для инфантилов?). Вот тут -- Добро, тут -- Зло, этот персонаж -- Совсем Добрый, а этот -- Ваще Плохой.
Дидактика понятна: мелкий ребёнок усваивает, что хорошим быть хорошо, а плохим -- плохо, и что в конце концов Добро победит Зло и его убьёт. Происходит упорядочивание понимания мира ещё незрелой психикой....
Стоп. Не мира -- в том-то и дело. Идёт имплантация "правильной модели понимания мира". Заточка под шаблон.
Поэтому-то и имеются ранее процитированные особенности "ах, это меня так впечатлило в детстве, и я никогда не отойду от этого восприятия" и "не сметь критиковать и менять канон!" -- одновременно.
Тьма при рождении есть у каждого, но её уничтожают таким вот воспитанием "потому что положено".
Чтобы она сохранилась, ребёнок должен не только читать волшебные сказки, адаптированные для младшего дошкольного возраста. Нормально развивающийся ребёнок в современно мире учится читать где-то в четыре года. Что, понятно, зависит от семьи. И для того, чтобы набиралась информация -- причём бессознательная! -- для обхода шаблонов и развития более глубокого и системного понимания, уже в таком возрасте надо читать не только шаблонные тексты. Скажем, русские сказки не настолько чёрно-белые: богатыри там бывают буйные, а Баба Яга помогает герою -- если правильно с ней общаться. И вот оно как-то само формируется: по сути мозг -- это самообучающаяся нейронная сеть. Конечно, дошкольник ещё не понимает сознательно всех нюансов, но, скажем, прочтение "Сказки о попе и работнике его Балде" вполне заставляет задуматься на тему морали попов. Или просмотр "Звёздных войн" -- проникнуться эмпатией к Дарту Вейдеру.

Важно: речь идёт не об осознанно Тёмном мировосприятии, так как до хоть сколь-либо цельного мировоззрения ещё далеко. Просто обычно люди видят мир чёрно-белым, без оттенков. Добро/Зло. При этом с поразительной лёгкостью могут приспосабливаться под обе стороны и даже предательство не считать таковым -- мол, это я просто передумал(а). Серьнький человечишко в чёрно-белом мире.
А вот такой отход от шаблонов и наработка -- повторюсь, на уровне бессознательного -- образов не столь шаблонных, а затем -- и фактов, способствует видению мира во всех оттенках. И даже не в градациях серого -- начинаешь замечать, что мир цветной, и отход от белого не обязательно направляет к чёрному, может -- и к зелёному или красному, например. Для становления Тёмным надо понимать мир таким, каков он есть, без иллюзий и шаблонов. Но это -- уже потом.

Также см.:
Образ Тьмы в современной литературе
http://warrax.net/00/darkness-in-literature.pdf
После победы
http://warrax.net/2016/05/after_win.html
Дарт Вейдер, ученик Дарта Сидиуса и фрагменты из сценария, не вошедшие в фильм:
http://warrax.net/93/15/sw.html
— Я хранил тайну твоей женитьбы все эти годы. Резня в лагере тускенов — ты рассказал мне о ней. Я был рядом, когда ты казнил графа Дуку. И я знаю, где ты набрал сил, чтобы сразить его. Видишь? Тебе не надо притворяться рядом со мной так, как ты притворяешься рядом со своими товарищами-Джедай. Ты понимаешь, что тебе никогда и ничего не нужно прятать от меня? Что я принимаю тебя именно таким, каков ты есть?
Он всплеснул руками, как будто предложил объятие.
— Поделись со мной правдой. Своей абсолютной правдой. Отпусти себя вовне, Анакин.
— Я... — Анакин мотнул головой. Сколько раз он грезил о том, чтобы не притворяться идеальным Джедай? Но кем ещё он мог быть? — Я даже не знаю, с чего начать.
— В конце концов, это очень просто: скажи мне, чего ты хочешь.
Анакин покосился на него.
— не понимаю.
— Конечно, ты не понимаешь. — последний луч заката подсветил его льдисто-белые волосы и затенил лицо. — Тебя учили никогда об этом не думать. Джедай никогда не спрашивают, чего ты хочешь. Они просто говорят тебе, что тебе полагается хотеть. Они вобще никогда не дают тебе выбора. Вот почему они отбирают своих учеников — своих жертв — столь юных, что выбор ничего не значит. Ко времени, когда Падаван достаточно повзрослеет, чтобы выбирать, он уже так подготовлен, — его мозги так промыты — что он не способен даже обдумать вопрос. Но ты отличаешься от них, Анакин. Ты жил настоящей жизнью вне Храма Джедай. Ты можешь прорваться сквозь туман лжи, которым Джедай наполнили твой мозг. Я спрашиваю тебя вновь: чего ты хочешь?


linkReply

Comments:
[User Picture]From: darkhon
2017-11-08 07:40 am (UTC)
Не моя, а устойчивая в нашей (и европейской вообще) культуре.

Но я вот тут не понял про "приближение к Истине" -- вы считаете, что есть модель, более соответствующая разумности и развитию, т.е. соответсвующая как научной картине мира. так и опоре на архетипику, внимательно слушаю. Обсудим.
Вместе с методами определения приближённости к Истине.
(Reply) (Parent) (Thread)