?

Log in

No account? Create an account
О нормальных и ненормальных (коррупция) - Warrax's Fence [entries|archive|friends|userinfo]
Darkhon

[ website | Black Fire Pandemonium ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

О нормальных и ненормальных (коррупция) [Oct. 16th, 2017|12:36 pm]
Darkhon
[Tags|, , , ]

Оригинал взят у xedrox в chukov_denis - О нормальных и ненормальных (коррупция)
Оригинал взят у chukov_denis в О нормальных и ненормальных (Saturday, May 5th, 2007)
---
Вот у нас все СМИ постоянно муссируют тему борьбы с коррупцией. Как же её, проклятую, победить. Чуть ли не каждую неделю – громкое уголовное дело. То министр областного правительства попадётся на взятке в миллион рублей, то глава района – в несколько сот тысяч. У каждого чиновника, так сказать, свой уровень, ага.

И вот журналисты, эксперты, прокуроры, депутаты и прочие ВИПы продолжают толочь воду в ступе, а воз, как говорится, и ныне там. И даже непонятно, как оценивать рост числа уголовных дел: то ли положительно (наконец-то стали сажать), то ли отрицательно (чаще стали попадаться, потому что больше стали воровать).

И почему-то никто, абсолютно никто не говорит о причинах коррупции. О её корнях. О самой её сущности. А ведь если не понимаешь причину социального явления, то и победить это явление невозможно.

Как-то разговорился я с одной хорошей девушкой. Была она одно время любовницей обычного саратовского бандита. Не из тех, кто по ночам сотовые телефоны отнимает, а покрупнее. Воровство нефти из нефтепроводов и бензина с нефтеперерабатывающего завода, работа с проблемными должниками и т.д. Вполне такой солидный криминальный бизнес, ага. Причём в жизни этот бандит – человек абсолютно нормальный. Любит жену, дочь-школьницу, родителей. Любовниц тоже любит, по человечески к ним относится. К дешёвым понтам не склонен, на фене не разговаривает, даже матерится редко. Кстати, бывший врач, с высшим образованием.

И вот, по рассказам моей знакомой, бандит этот не так уж доволен жизнью. Проблем у него много, и все – очень даже простые, житейские. Дом надо достроить загородный. Жене машину новую купить, а то достала уже своим нытьём. У дочери скоро выпускной бал в престижном лицее, платье надо за несколько десятков тысяч рублей. Ну и так далее. Совершенно обычный, можно сказать, нормальный человек со своими понятными другим нормальным людям сложностями жизни. И ведь ясно же, почему он нефть ворует и людей прессует: разве можно нормально жить на зарплату врача?!

Вот, я думаю, и чиновники наши – они тоже люди нормальные. Ну получил глава какого-нибудь нищего района взятку в 300 тыс. рублей раз квартал. Это ж ерунда, считай, 3 тыс. долларов в месяц. Зарплата какого-нибудь московского манагера средней руки. А ведь не простой мелкий клерк, глава целого района! И у него тоже есть жена, любовница, машина, дом, дача, дети, которых надо обувать и одевать не хуже других, платить за учёбу, на квартиры им копить, ведь подрастают уже…

То есть проблема не в людях. Люди – нормальные. И как все нормальные люди, хотят «жить не хуже других». Значит, проблема не в людях, а в нормах.

Да, именно так. Норма «жить – хорошо, а хорошо жить – ещё лучше» и является неустранимой причиной коррупции во властных структурах. Власть (настоящая власть!) и стремление к хорошей жизни – вещи несовместимые. Человек во власти должен быть воистину «не от мира сего». Да-да, как ранние большевики. Не знаете, что был такой «партмаксимум»? Это значило, что член ВКП(б) не имел права получать зарплату выше определённого уровня.

Любишь посидеть в хорошем ресторане? Предпочитаешь модные итальянские костюмы? Интересуешься дорогими машинами? Мечтаешь об отдыхе на Канарах или хотя бы в Египте? Значит, тебя и близко к работе в госструктурах нельзя подпускать. Иди в частный бизнес или пытайся стать модным писателем. А в органах власти любого уровня должны работать те, кому «не в падлу» ходить на работу в костюме за 4 тысячи рублей и ботинках за 3 тысячи. И которые обновляют гардероб только после того, как у старого костюма появятся «пузыри» на коленях и локтях, а ботинки начнут «просить каши». Кому просто не интересно, что круче, «Мерседес» или «БМВ». Кто на ужин предпочитает сделанные женой домашние пельмени, а если жена устала на работе, то покупные, из магазина. И отдыхать эти люди должны не на горнолыжных курортах, а на Волге-матушке, с удочкой и ночёвкой в палатке.

Да, работать во власти должны «извращенцы». Потому что «нормальные люди» будут воровать. Норма у нас сейчас такая, увы. Сами виноваты. И пока «нормальные люди» находятся у власти, эта норма не поменяется.

Вы можете мне возразить, что, дескать, таких идиотов, которые готовы довольствоваться малым, не бывает. И уж по крайней мере их не хватит на все структуры власти. Не соглашусь. Такие люди есть, хотя они действительно редко встречаются. Но ведь у нас сейчас чиновников на душу населения больше, чем было в СССР!!! Хотя чиновники СССР занимались и управлением промышленностью, которая вся сейчас в частных руках!!! Зачем нам столько?!

Второе возражение более серьёзное. Как определить, кто «хочет жить хорошо», а кто – бессребренник? Элементарно, Ватсон. Достаточно посмотреть на то, как человек одевается. Чем он интересуется. Разбирается ли он в марках дорогих автомобилей или хорошем вине? Или вместо этого предпочитает хорошие книги? Дайте мне (да и любому другому рекрутёру) час времени на интервью, и я вам расскажу, чем этот человек дышит. Разумеется, только в самых общих чертах, но ведь этого достаточно. Ах, будут притворяться? На это есть психологические тесты и, в конце концов, детектор лжи. Уж поверьте мне, залезть в душу человека не так сложно, как кажется. Технологии известны, было бы желание.

Но увы, есть и третье возражение. Всё, что ты предлагаешь, очень хорошо и правильно, скажет мой оппонент. Действительно, надо отбирать во власть людей «не от мира сего», фанатиков-энтузиастов, которые «мзду не берут», которым «за державу обидно». Не оскудела ещё такими людьми Земля Русская! Хватит их на то, чтобы навести в стране порядок! Да вот только те «нормальные», кто сейчас во власти, разве свою власть отдадут?!

Не отдадут, конечно. И в эту проблему сейчас упирается ВСЁ. Мы можем сколько угодно предлагать гениальные методы решения социальных, экономических и каких угодно других проблем, но «нормальным» решать эти проблемы не нужно. Они и не будут, сколько статей не опубликуй и какие «круглые столы» не проводи. Они ж «нормальные», а не идиоты! Им ЖИТЬ НАДО, а не наши с вами проблемы решать.

Значит, остаётся только один способ. «Ненормальные» (те самые, с «пузырями» на коленках) должны объединиться и отобрать у «нормальных» власть. Всего-то и делов. Они ж «ненормальные», им терять нечего. Так что, я думаю, может получиться.
--
Из комментариев:
chukov_denis: идея "хороший вор, который и о людях думает, и себя не забывает" - чистейшей воды пропаганда. Как правило, воры быстро "входят во вкус" и начинают забывать именно о людях.

hleg: Реально ситуация такова: если человек обладает достаточной квалификацией, чтобы работать "во власти", то он может честно зарабатывать в коммерческой структуре в несколько раз больше (иногда - в несколько десятков раз больше). Если у него еще и семья, то выбор почти наверняка будет сделан в пользу "коммерции". Если он, конечно, не хочет воровать. Та же ситуация, кстати, в образовании.

chukov_denis: Абсолютно ТОЧНОЕ замечание по поводу квалификации. Именно об этом я и говорю. НОРМАЛЬНЫЙ человек, имеющий достаточную квалификацию, пойдёт в бизнес, чтобы зарабатывать деньги более-менее честным путём (всё-таки серые схемы ухода от налогов - это не прямое воровство или взяточничество). Следовательно, в чиновники пойдёт НОРМАЛЬНЫЙ человек, НЕ ИМЕЮЩИЙ достаточной квалификации, чтобы зарабатывать деньги в бизнесе. Отсюда - колоссальная неэффективность гос- и муниципальных структур.

Следовательно, выход один: брать в чиновники только НЕНОРМАЛЬНЫХ, обладающих ВЫСОКОЙ квалификацией, но "не любящих деньги". Которым пофиг, в чём ходить и на чём ездить. Которым "за державу обидно".

Такие люди ЕСТЬ. Это - факт. Им не нужна высокая зарплата, которая была бы сравнима с зарплатой управленца соответствующего уровня в бизнесе. Им нужно нормальное жалование, чтобы они имели обычный достаток. И всё. Короче, это должны быть не-потребители по своему психологическому складу.

hleg: Не все. Им обычно желателен высокий социальный статус, возможность уважать свою работу. А сейчас делается все, чтобы это было невозможно. Неуважение "снаружи" может компенсироваться уважением "изнутри", со стороны своей корпорации. Но этот путь чреват большими неприятностями. Впрочем, и это описано у Дивова...

blanqi: Дело не только в "ограничениях" самих по себе. Чиновники должны пожинать и ЗНАТЬ результаты своей работы. То есть: лечиться - на уровне рядовой больницы в стране, учиться - в рядовой школе, ездить на общественном транспорте. Да - и право наследования у них отменить, а квартиры-дачи - предоставить служебные.

fler_du_male: Госслужбу знаю, до советника дослужился.
К тому же приходит любая заинтересованная в самосовершенствовании система. Вспомним "воров в законе" (классических), вспомним статус монашества в церкви, вспомним Сталина и павок корчагиных и макаров нагульновых, вспомним фронтовых коммунистов, имевших единственную привилегию - первыми идти под пули. Вот таких - жизнью, делами своими доказавших нешкурничество своё - народ с любовью или без любви, но уважал, а потому слушался. Чувствуя их _нравственное право_ требовать.

И это не внутрикастовое отношение. Уголовники-штрафбатовцы горлопанам-комиссарам пулю пускали, а серьёзного, ответственного "краснопёрого" уважали не меньше чем пахана. Потому что _истинная_ ценность - это умение отказаться от своих мещанских выгод, а не умение им потрафить.

Потому и не будет "пересмотров итогов приватизации", например - не готова наша "партия сласти" жертвовать интересами своего брюха.
---
lemegeton69: Денис, а теперь представь. Ставят этакого "бессребреника" в госструктуру. А ему взятку несут. он её не берёт. Дома жена пилит: "Ах ты идиот не от мира сего, мне носить нечего", дочь: "папа, ты меня совсем не любишь, у одноклассниц мобилы дорогие, а у меня ничего".
И сможет ли человек выдержать подобный пресс?

chukov_denis: Очень хорошо я это дело себе представляю. А ты чуть-чуть углуби свою модель. Ведь человек этот не вчера родился, школу и институт закончил. И женат уже не первый месяц, если дочь о мобильниках думает.
Стало быть, есть два варианта: либо он женат на такой же "извращенке" (родственной душе), либо давно в разводе. И дочку свою он воспитывает так, как считает правильным. И если он умён, то и дочь его - несколько не от мира сего, "Дом-2" не смотрит и мобильниками с подружками не меряется.

0serg: hleg очень точно правильно заметил, что для государственного управления необходимы определенные личностные качества. Ваша мечта о хороших людях в управлении - она очень светлая, но на практике она гарантированно будет фактически развалена за какие-то 20 лет - во власть за это время попросту придут люди, которые лучше к ней приспособлены, и выживут из неё Ваших "правильных". Жестоко, но, увы, реалистично - Вы же, по сути дела, предлагаете повторить опыт социалистической революции, а закончился он, как известно, Сталиным и расстрелом большинства тех самых "идейных" с их заменой теми самыми чиновниками, которые фактически развалили всю социалистическую систему, создав ей мощнейший негативный имидж. Проще говоря, то, что Вы предлагаете - утопия.

berkane: Не соглашусь.
Во-первых, люди во власти мутируют. Мутирует и элита в целом. Упомянутым тобой большевикам хватило нескольких десятилетий, чтоб из "не от мира сего" превратиться в "нормальных".
Во-вторых - главное - мне кажется порочным сам принцип эксклюзивного доступа к власти каких-то "особенных" людей ("с пузырями на коленках). Напротив, считаю, что в нормальном случае общество должно репродуцировать в большом количестве людей, потенциально способных стать элитой. Это значит, сама "норма", принятая в обществе, должна быть другой. И "нормальными" с точки зрения общественного сознания должны считаться другие люди. То, что ты описываешь как "нормальные" устремления "нормального" человека, на самом деле экзистенциальной нормой не является, а является признаком искажения общественного сознания в конкретном обществе, произошедшего в результате целенаправленной атаки на все нравственные и моральные ценности, в целом - на всё "идеальное", что не связано с банальным потреблением, проводившейся в течение последних двадцати лет. Тема восходит к вопросу государственной идеологии.
---
X.: Ордо Министратум? Первый закон Империума - всё для блага Империума. Для чего существует Империум - для повышения военного и качественного потенциала общества в условиях тотальной войны, т.е. решаем вопрос кадров и улучшаем всю породу в целом, в т.ч. через евгенику. Право на размножение - по любым системным наборам психологических и физических тестов.

А поскольку 98% населения в первые лет 500 почти гарантированно будут обывателями, вопрос особой нормы решается внутри управленческих "орденов", каждый со своими внутренними методами контроля качества. Выбирайте любую систему контроля, воспитания и подготовки, используйте полиграфы и журналистские расследования. Пишите свои книги, создавайте свои партии. Привилегии внутри орденов управления и контроля могут быть разными, единственная предположительно общая черта - прошедшие испытание должны оставить больше потомства, чем в среднем по популяции по очевидным причинам.


На всякий случай, а то достали:
1. Если я что перепащиваю, это не значит, что я согласен со всем текстом на 100%, а лишь в главной мысли.
1а. Если в перепащиваемом есть "за христианство", то я не просто не согласен, а резко против. Если "за коммунизм", я тоже против (я за социализм). Но сидеть расставлять примечания и проч. -- уже времени требует; это не мои же тексты. Просто фильтруйте.
2. Если текст содержит мысли "в общем", а не строго список тезисов, то придираться к отдельным положениям, особенно вырванным из контекста -- фу. Здоровая критика в любом случае приветствуется.



linkReply

Comments:
[User Picture]From: deep_econom
2017-10-16 10:20 am (UTC)
все не прочел
проблему коррупции надо решать воспитанием и просвещением, но это долго и медленно, и человек довольно быстро снова может скатываться обратно т.е. к коррупции

вспоминаем как раньше боролись с хамством в торговле, месячники вежливого обслуживания и прочее
сейчас не борются
сейчас не надо броться
невежливые теряют работу и теряют доходы,
все лижут ж... клиентам

надо исходить из иного, что человек слаб и подвержен соблазнам
рецепт один, надо так изменить ситуацию, чтобы не было возможности коррумпироваться
т.е. контроль и учет как говорил Ленин
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: darkhon
2017-10-16 04:21 pm (UTC)
"чтобы не было возможности коррумпироваться" -- точнее, чтобы это было связано с очень большим риском и серьёзными последствиями.
Но в посте верно говорится о том, что надо чётко разделять власть и бизнес даже психологически.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: deep_econom
2017-10-16 08:51 pm (UTC)
нет, я об ином, а именно, чтобы не было лазеек
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
(Deleted comment)
From: karpion
2017-10-16 03:51 pm (UTC)
Рост зарплат чиновников и ГАИшников не привёл к исчезновению коррупции. Потому что копеечка лишней не бывает.
(Reply) (Parent) (Thread)
(Deleted comment)
From: karpion
2017-10-17 06:04 pm (UTC)
Зарплаты выросли относительно курса и цен.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: darkhon
2017-10-16 04:22 pm (UTC)
С чего бы? Фактам противоречит.
Чем выше должность (и, соотв., зараплата), тем больше взятки.
(Reply) (Parent) (Thread)
(Deleted comment)
[User Picture]From: darkhon
2017-10-17 11:52 pm (UTC)
Очень давно.
Но я, как обычно, в общем виде, а не о -- почему-то -- пожарниках. Суммы взяток, иногда публикуемые, весьма нехилые. Это не "для поддержания штанов", а "на шубохранилище".

Т.е. одно дело - платить ниже минимума, чтобы к з/п были вынуждены добирать, как официальнты, и другое дело -- когда оклад и так позволяет жить в достатке, но хочется богато.
(Reply) (Parent) (Thread)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
From: karpion
2017-10-17 06:17 pm (UTC)
Рост размера взятки как раз снижает желание давать взятку. Закон спроса и предложения.

Edited at 2017-10-17 06:17 pm (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
(Deleted comment)
[User Picture]From: wotanhotter
2017-10-16 04:13 pm (UTC)
Если набирать фриков-бессребренников, они такого наломают, что ужас. Ограничение сверху на "коррупционное обогащение" нужно, но иной природы. Для начала примем, что чиновник, сидящий на месте, где надо что-то решать - кадр с огромной ответственностью. Он не должен быть излишне забит работой, он должен прекрасно питаться, иметь возможность поддерживать физическую форму, иметь широкие возможности для культурного развития, проведения отпуска и тд. Давай для начала посчитаем стоимость такого соцпакета - я думаю, что с учетом семьи это будет сотни тысяч рублей в месяц, для серьезных ребят - миллионы.
Далее можно подумать, а зачем вообще нужны человеку, в частности, чиновнику, деньги сверх этого? Это или для статуса в своих кругах, или как резерв на жизненные форсмажоры (дорогая операция у тебя или члена семьи), или страховка от вылета из корпорации чиновников, имеющей доступ к финансированию.
Соответственно, чтобы не воровали миллиардами, нужно устранить эти причины. Высочайшего стандарта медстраховка для всей семьи. Огромная пенсия. Система, при которой твои результаты в общем влияют на уровень доходов, но не на жестком уровне "один раз лажанулся, сменил кресло мэра на робу", если речь не о корыстных преступлениях и не явном уровне недобросовестности, а гибко, с возможностью отыграть назад, получить второй карьерный шанс и тд (как при той же поздней соввласти могли перекинуть с оборонки на снабжение библиотек, но вряд ли выкинуть в шерсть). При этом позитивная мотивация к достижениям должна быть в основном нематериальной и коллективной.
Ну и при введении такой системы - жесточайший контроль над имуществом чиновника и членов семьи, выходящим за рамки объяснимых доходов, наблюдение за бизнесами членов семьи и тд и тп, словом, полный пакет общеизвестных антикоррупционных мер. И вылет из корпорации чиновников за любой сознательный залет.
Учитывая, что единовременно ввести п.1 будет стоить диких затрат, при том что нынешние чиновники могут сказать "чавк, еще ништяков подвезли" - подобное изменение возможно лишь достаточно медленным эволюционным путем, с точечным повышением жизненного уровня отдельных групп чиновников и параллельным принятием мер по искоренению возможностей к коррупции на институциональном уровне - повышение прозрачности решений, снижение возможности для произвола и тд.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: darkhon
2017-10-16 04:50 pm (UTC)
Согласен.
Важно, что речь не о святых бессеребрениках, должен обеспечиваться _достаток_. С большими социальными гарантиями и льготами, но и серьёзной личной ответственностью.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: wotanhotter
2017-10-16 04:57 pm (UTC)
В общем-то, очень близкое к идеалу общество было у Ефремова, с его всякими дворцами музыки, доступом к любой инфе, высочайших стандартах соцобеспечения и тд.

Развитие нынешнего интернета, стриминговых сервисов и тд и так во многом объективно ведет в ту сторону, поэтому у многих людей оправдания из разряда "ах, я ворую, тк денег на книги не хватает" все сокращаются. Если б еще медицинская революция, строительство нормального жилья и переход основной массы народа на удаленку, чтоб не ездили туда-сюда толпами... то хорошая жизнь стала бы вообще дешевой.
(Reply) (Parent) (Thread)