?

Log in

No account? Create an account
Понять СССР-82: кафе и всё такое - Warrax's Fence [entries|archive|friends|userinfo]
Darkhon

[ website | Black Fire Pandemonium ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Понять СССР-82: кафе и всё такое [Jul. 19th, 2017|06:35 pm]
Darkhon
[Tags|, ]
[music |The Enigma TNG - Pandora Nightmares]

Продолжаем (см. ранние 01-80 списком).
Вы бы вопросы подкидывали, что ли, чтобы реально про интересное и непонятно из сегодня писал бы.

Вечером можно было пойти в битком набитое кафе, где после двадцатиминутного стояния в очереди тебе давали кофе и пирожное. Если были сидячие места – значит, тебе повезло. Но и в этом случае сограждане, со своими чашками кофе в руках, нависали над тобой, намекая «съел и проваливай, нечего рассиживаться!» Слова «посидеть в кафе» звучали цитатой из зарубежного кинофильма. ... Смотрю на молодых людей, спокойно сидящих в полупустых кафе с чашечкой кофе и ноутбуком, медленно прогуливающихся вдоль бесконечных книжных полок в «Буквоеде», заполняющих разнообразные, на любой вкус, ночные заведения , и думаю, что, по сравнению с нашим поколением, они все уже родились практически в раю. Где нет тотального дефицита, где доступна любая книга, песня или кинокартина, где нет давок и очередей, где можно одеваться, как угодно и никто тебя за это не потащит в милицию… Как же можно из нашего мира хотеть попасть в воплощенный ад на земле, созданный коммунистическим руководством СССР? Не могу найти ответа на этот вопрос…

Про "забывчивость" о смене дефицита товаров на дефицит денег, как и про влияние отстутствия цензуры на качество креатиффов творческой интеллигенции писал неоднократно, и не только я, так что повторяться не буду.
Чтобы в милицию тащили за одежду -- что-то не припоминаю. Не, всякие проработки общественные быть могли, по комсомольской линии и всё такое -- но тут надо понимать, что речь идёт не столько о просто одежде, а именно об антисоветской субкультуре (см. фильм "Стиляги", например). Да и вообще, интересный вопрос: а в каком обществе лучше: когда в милицию притащат постыдить за клоунскую одежду или в таком, когда дадут срок, если, скажем, какой-нибудь православный обидится на атеиста, игнорируя свой же принцип "бог поругаем не бывает"?
И про очереди давно надоело -- см. толпы на распродажах. Или всякое типа "кто придёт в магазин голым, дадим скидку" -- вот такое в СССР я себе вообще не представляю. И суть тут не в якобы "моралфажестве", просто очень наглядная иллюстрация на тему "нет очередей и давок".
Это так, для полноты картины, описанной в предъяве.
А написать я хотел про другое: кафе и всё такое.
Оказывается, сидеть там можно было лишь "если повезло", а так -- есть стоя. Очень правдоподобно. А если формат быстрой еды стоя -- так какие претензии? Были и такие рюмочные, были и рестораны.
Не то, чтобы они меня в то время особенно привлекали, но захаживали. В разные заведения. Из любимых в студенчестве помню замечательный подвальчик (в Столешниковом, что ли?) с пивными автоматами: бросил 20 копеек -- налил стакан, и никого ждать не надо. А на Юго-Западной был вполне пафосный пивной ресторан, ездили и туда. Помнится, было как-то не особо представимое сейчас: народ вернулся из стройотряда с Дальнего Востока с кучей офигенной рыбы. Принесли в ресторан с собой, а чтобы официант не возражал, поделились с ним :-)
Кстати, "Жигули" на Арбате были вполне приличным заведением. Я там как-то заходил лет десять назад -- цены задраны (типа Арбат же!), а всё остальное -- ничем не лучше, даже и похуже стало, т.к. душевность пропала. Больше не заходил. Помнится, ещё в ездили в какую-то высотку -- там было прикольно выйти покурить на балкон, ресторан наверху был, панорама города замечательная...
А были и своеобразные места, которые сейчас сложно представить -- так, у нас рядом была гостиница "Университетская", а в ней -- типа столовая. Ровно та же кухня, что и в ресторане, просто блюд не 10-15 на выбор по каждой позиции, а 2-4. Но это не "комплексный обед", а именно что то же ресторанное блюдо. На 2 рубля -- обожраться с первым, вторым и третьим, был даже автомат со льдом для напитков (тогда редкость), и там же можно было купить настоящее чешское пиво. Всё отличие от труЪ ресторан -- что надо пройтись с подносом и набрать на него блюда.
Не спорю -- были и типа супермодные и суперпафосные заведения, в которые просто так не попадёшь. Вот только нафиг они нужны были-то? Понты.
А какая чебуречная была на Ленинском проспекте! И там же был офигенный кофе, как положено -- из турки на песочной бане.
При этом, что характерно, цены были не от фонаря, а разных наценочных категорий -- никакого беспредела.
Что-то я отвлёкся. Вернёмся к нашему барану.
Вот что лично меня сильно раздражает в современных заведениях -- так это наличие всякой хипстерни с чашечкой кофе и ноутбуком. Не, всякое бывает -- сам не раз пересекался поговорить по делу и ограничивались чашкой кофе. Но это -- по делу. А вот именно что просто сидеть и тупо втыкать в планшет или телефон -- а при чём тут кафе/ресторан? Я вот как ни разу не хипстер, а ретросексуал, считаю, что ресторан нужен для много пить и вкусно жрать за приятной застольной беседой в хорошей компании. Вот что, реально, кофе дома попить нельзя за тем де втыканием в планшет?
И это днём кафе полупустые, а вот когда помещение наполняется, то такие вот "жители рая" не просто мешают тем, кто хочет нормально посидеть, но и снижают оборот еды и выпивки. Т.е. едальне, чтобы не прогореть, приходится повышать цены -- и вот это время "за чашечкой кофе", по сути, оплачивают нормальные посетители. Поскольку если я зайду посидеть с девушкой -- то это будет несколько тысяч, если с парой друзей -- то по современным ценам десятка легко. За то же время, что такой ангелочек будет тыкать пальцем в смарт -- и, по сути, оплачивать его/её рассиживание буду я и другие, кто в ресторан ходит именно как в ресторан.

К чему весь этот коммент: тут суть не в возможности посидеть таким образом (вот нафига?!), а именно что в иллюстративном отношении, атомизации общества. «Съел и проваливай, нечего рассиживаться!» -- это логичное поведение, потому что едальня -- она для того, чтобы есть, а не чтобы рассиживаться. Особенно если это именно что проходная забегаловка быстрого питания, которая на то и рассчитана.А вот чашечка кофе на два часа, как это делают всякие хипстеры и феечки (те обычно за чайничком), занимая место -- это ничем по сути не отличается от гопнического "расселся на всю лавку и сёмки лузгаю". Т.е. место занимается не функционально, и деятелю плевать на нужды окружающих. И вот это-то отличие и плющит таких вот эгоцентристов (не путать с разумным эгоизмом): мол, в СССР вынуждали учитывать потребности и других тоже, какая дикость, какое ограничение свободы!


linkReply

Comments:
[User Picture]From: schadling
2017-07-19 03:55 pm (UTC)
...С другой стороны надо вспомнить в СССР целую кучу столовых в которых было можно более-менее нормально поесть...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: darkhon
2017-07-19 04:05 pm (UTC)
Угу. Тут тоже разница в менталитете: типа хочется, чтоьы _прислуживали_, или там, просиживая таким образом за кофе по два часа, небрежно заявлять "я каждый день в ресторане изволю откушать".
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vortex_wild
2017-07-19 06:00 pm (UTC)
Кстати говоря, в СССР при каждом мало-мальски крупном предприятии была своя столовая, так что какой-то необходимости в отдельных общепитах типа кафе не было. То есть это не как сейчас, оффис - отдельно, а жри где хочешь.

При этом, сами рестораны таки были, но туда ходили именно поесть. Потрындеть мужики вполне могли и у пивного или просто на лавочке под козла и то же пиво.

Еще хотелось бы заметить, что и сейчас проблема с посадочными местами в кафе тоже имеет место быть в пятницу вечером, например. Или классика макдака - еды взял, а столы заняты.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: schadling
2017-07-19 07:21 pm (UTC)
Мне в РБ понравилось как с общепитом обстоят дела - можно с улицы зайти в какую-нить заводскую столовую, и НОРМАЛЬНО поесть... Именно, поесть, а не выпить кофейка.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: darkhon
2017-07-19 07:57 pm (UTC)
Кстати, есть подозрение, что "с ноутом и чашечкой кофе" (текст старый, сейчас со смартфоном) -- это типа "Кафе-Хауса", где эта чашечка стоит так, чтобы окупалось. Т.е. суть -- в типа престижном потреблении: могу не дома кофе сварить, а продемонстрировать, сколько могу потратить на фигню.
Помнится, как-то зимой надо было пересечься в незнакомом месте, а холодно на улице -- была рядом только какая-то кофейня такого типа. Кофе -- так себе, морожение -- с пальмовым маслом, цены -- ого-го, и при этом нет даже коньяка к этому кофе. Таки да, было пустовато.
А вот заведений, где можно просто без выебонов пожрать вкусно, дёшево и сытно с рюмочкой/кружечкой -- маловато будет.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tmp4grelkaaccou
2017-07-20 06:12 am (UTC)
За повсеместность не скажу, но в Москве на "посидеть" в советские годы была "шоколадница". Я застал в 80-е, но старожилы говорят, что была и раньше. Они же рассказывают про бар жигули в 60-е: качественно, недорого, высокая культура обслуживания и т.п.
А кто хочет, находит возможности -- у меня были знакомые на посидеть-полговорить заходили в любой театр в антракт и шли в театральный буфет -- в антракте билеты не спрашивали, а как антракт кончился в буфете народа нет -- сиди сколько хочешь со своей чашечкой кофе.
(Reply) (Thread)