?

Log in

No account? Create an account
Warrax's Fence [entries|archive|friends|userinfo]
Darkhon

[ website | Black Fire Pandemonium ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Понять СССР - 73: СССР развалили люди со всё тем же «лучшим в мире» образованием! [Apr. 2nd, 2017|04:34 am]
Darkhon
[Tags|, ]
[music |http://rghost.ru/39249997 ]

Продолжаем.
Подкидывайте вопросы, хотелось бы до 100 довести и оформить в pdf вместе.

Цитирую подробно:
Меня ужасно задолбали поборники «лучшего в мире» советского образования. В любой ситуации виновато современное образование. Хам-водитель едет по тротуару? Это потому, что у него не советское образование. Сосед выставляет мусорные пакеты в подъезд? Это потому, что сейчас образование «не такое».
При этом любители «того самого» образования забывают, кто всей страной ставил заряжаться воду у телевизора, кто ломился на сеансы Кашпировского, кто бежал целовать «святые мощи» и «чудотворные иконы», хотя ещё за десяток лет до этого был яростным атеистом-коммунистом. Электрики с тем же образованием продолжают прикручивать медь к алюминию и работать с УШМ без очков, потому что «у нас такого не было — значит, это всё ерунда».
В конце концов, СССР развалили люди со всё тем же «лучшим в мире» образованием.


К выставлению мусора в подъезд образование прямого отношения не имеет. Хотя исключение вопроса воспитания из задач образования и подмена на "оказание образовательных услуг" -- это явная диверсия, но вопрос отдельный и в СССР такой херни не было.

Что же касается образования, то "логика" тут приблизительно такая же, что, мол, наука совместима с религией, так как есть религиозно верующие учёные. Учёные -- есть, а вот методологически -- несовместимо, и у таких учёных наука и религия не пересекаются, "занимая отдельные места" в голове.

Так вот, образование было куда более лучшим, чем сейчас. В подробностях копаться долго, но этого вроде никто не всерьёз не оспаривает. Впрочем, напомню свои давние статьи "Митрофанушки ставятся на поток" и "Тестирование как новая парадигма образования", ну и как иллюстрация современности -- см. "ВАК отныне считает богословие наукой".
Причина проста: в СССР школьный материал подавался системно, как взаимосвязанный по предметам, формировал естественнонаучную картину мира. Конечно, можно было и лучше -- скажем, не убирать логику и психологию, которые были при Сталине -- см. постановление ЦК ВКП(б) в постановлении «О преподавании логики и психологии в средней школе» от 3 декабря 1946 года, учебники есть в интернете: Теплов Б.М. — Психология. Учебник для средней школы (1953) и Виноградов С.Н., Кузьмин А.Ф. — Логика. Учебник для средней школы (1954). Правда, их быстренько отменили, в 1959-м году... Что показательно, но тем не менее системность образования сохранялась на достойном уровне, в чём может убедиться любой, ознакомившись с учебниками того времени.
Сейчас же "ЕГЭ уничтожает образование", даже "ФГОС против образования", и сами школьники понимают "От первого лица: как ЕГЭ вредит образованию".

Однако из того, что в СССР в школе была возможность получить качественное образование, никак не следует вывод, что его получали все, кто там учился. Выдам секретное знание, которое скрывают те, кто выдвигает подобные тезисы: в школе были и те, кто учился на "три условно". А есть и ещё более секретное знание: формально хорошо учиться -- не значит понимать, школьный объём знаний можно и зазубрить.
Даже высокий интеллект не означает всенепременно разумности -- и верующие учёные тому пример. И позиция РАН по поводу теологии. Причём верно это независимо от страны -- скажем, кафедры теологии существуют во всяких оксфордах-кембриджах до сих пор, и что-то не слышно, чтобы те же самые люди предъявляли претензии европейскому образованию, что характерно.

И таки да -- увы, чел-овечество имеет потребность в вере, см. статью "Вера — что это такое?". Поэтому веру в коммунизм (которой, правда, уже не было) сменили на веру религиозную. Скорее тут имеет смысл говорить о потребности в ритуализированности жизни, чем об искренней вере.

Но таки в чём претензия? Что советское образование не смогло дать дать умение мыслить всем-всем вообще? Ну так ни одно образование, ни в одной стране такого не сделало. Советское хотя бы старалось, между тем как современное российское, американское, европейское и т.д. ровно наоборот -- старается не дать умения мыслить вообще.
Короче говоря, советское образование однозначно лучше современного российского, а также т.н. "цивилизованных стран", в которых элита-то получает качественное образование, а вот у подавляющего большинства с этим сложности. Т.н. система двух коридоров. Советское образование было всеобщим и бесплатным.
Подтасовка стандартнейшая: сравнение идёт не по странам в целом, а по высшему слою. Точно также сравнивается жизнь -- скажем, в США берётся high middle class, а в России -- обычные работяги. См. как пример "Переписку на тему социализма". Что же касается образования -- то см., например, А.Л. Тоом "Русский учитель в Америке".
Подробнее рекомендую книгу Айрат Димиев "Классная Америка" (по ссылке заходить через Tor):

"Нашу школу, как известно, постоянно сотрясают реформы. Не секрет, что моделью для них служит западная, в частности, американская система образования. Но как там, в США, на самом деле?
Эта книга дает свой, весьма неожиданный ответ на этот вопрос – благо автор знает и нашу, и американскую школу изнутри. Семилетний опыт работы учителем в штате Техас позволяет Айрату Димиеву утверждать, что американская система образования очень далека от идеала: обычная школа в США не дает ученикам ни качественных знаний, ни навыков самостоятельного мышления. Парадоксально, но факт: в ней достаточно много таких учеников, которые к десятому классу с трудом научились читать, а простые арифметические действия выполнить не в состоянии. Но при этом официальный уровень успеваемости в государственных школах США с каждым годом растет и вот-вот достигнет 100-процентной отметки!
А чтобы результаты у учеников были еще выше, американская школа тоже наводнена огромным количеством «новых» педагогических методик. «И все бы хорошо, -- пишет автор, -- да вот только ученики стали получать незаслуженно высокие оценки и перестали учиться совсем…»
Согласитесь, эта картина совсем не вяжется с нашим представлением об американской школе. И таких открытий в «Классной Америке» множество
".

Если смотреть по сути, то претензия абсурдна: мол, а чего это вы говорите, что в СССР было образование лучше, чем сейчас, когда оно было не идеальное?
При этом предъявить образование лучшее, чем в СССР, в какой-либо другой стране в то время (да и сейчас), "забывают".


linkReply