?

Log in

No account? Create an account
Warrax's Fence [entries|archive|friends|userinfo]
Darkhon

[ website | Black Fire Pandemonium ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Понять СССР - 49: христианство, совместимость с коммунизмом [May. 18th, 2016|05:32 am]
Darkhon
[Tags|, ]
[music |Edge of Sanity - After Afterlife]

Решил реанимировать соотв. серию постов. Потом будет полезно в статью вместе оформить.
Так что продолжаем тему по стандартному источнику.

Про Косыгинские реформы я выкладывал краткие выжимки из книги "Капитализму в России не бывать!", по этому вопросу вот: http://m-antonov.chat.ru/capital/ant_glava_7.htm
Планирую эту главку в сокращённом виде вскоре на сайт как статью, на которую можно ссылаться будет, так что расписывать два раза одно и то же смысла не вижу.

Про цензуру -- это было в Понять СССР-9: запрещенные книги, фильмы и всё такое. Ага, вот новое:

Постулатами жизни советского человека являлись материализм и атеизм, с отрицанием личного посмертного бессмертия души и вненаучных форм познания и объяснения реальности. Советский человек был экспериментально помещен в область "примата материального над духовным". Он мог, как Павка Корчагин, сражаться в "борьбе за освобождение человечества", но враги этого человечества мыслились им предельно вещественно: как голод, лишения, разруха и физические страдания, а самым дорогим у него была, по той же цитате Островского, его земная жизнь.

Советская антропология оперировала парадоксальной версией Идеального, в которой аскетизм и служение праведника не подразумевали ни посмертного воздаяния и спасения, ни прижизненного почитания со стороны государственных институтов: даже великий герой мог в любой момент оказаться падшим "врагом народа". Советское Идеальное не предусматривало никакой связи с трансцендентным, с горним, с божественным. Сакральные категории едва ли мыслились в качестве потусторонних — всё, что было свято для советского человека, оказывалось объяснимым, земным и тленным. Ни советского аналога "Святой Руси", ни "погруженности в Вечность" в контексте такого Идеального не просматривалось. Даже главное достижение СССР, Победу 45-го, официальная пропаганда никогда не трактовала в метафизических или историософских терминах.

Но и в этом материальнейшем из окружений ничего прочно не принадлежало советскому человеку: он не мог распоряжаться своим посмертным существованием после жизни и был отчужден от собственности, покуда был жив.

Про собственность -- это потом, отдельным вопросом, а вот про "парадоксы идеального" -- можно и пояснить. Вот ещё поддакивание:

Официальный материализм и атеизм - да. Но в условиях тоже официального "культа" нестяжательства, примата общего над частным, пропаганды любви к Отечеству, самооотверженности вплоть до самопожертвования, а главное "культа" высокой нравственности, моральной и телесной (это очень важно!) чистоты и целомудрия. Плюс воспитание советского человека на лучших образцах мировой литературы, искусства. Всё это в результате формировало советского человека на по сути христианских ценностях. Хоть и без знания о Христе, человек, воспитанный на этих ценностях, приобщался к сакральному, горнему. Ведь, как говорили святые отцы, человеческая душа - христианка. И кроме того, подавляющее большинство русских детей все же были крещены в младенчестве. У нас в классе ( я пошел в школу в 1974) практически все были крещёные. Да, крестов не носили, а носили пионерские галстуки. Но на вопрос: "а ты крещёный?" тихо говорили "да", и все всё понимали.
Безусловно, все люди разные, и значительный процент советских граждан не проникся этими ценностями, воровали и обманывали... Но бОльшая часть всё же была "чиста сердцем". Может быть я идеализирую, но это мое глубокое убеждение.
Так вот непростительная ошибка ( или преступление) поздней советской власти в том, что она вместе с разрушением социалистической экономической системы погребла под ее обломками и "моральный кодекс строителя коммунизма". А эти вещи нужно было вовремя "развести".

Во-1, отмечу характерные пассажи о "вненаучных формах познания и объяснения реальности" -- в данном случае "вненаучный" однозначно означает "антинаучный", что характерно. Но это и так понятно, так что смотрим далее.

2. "аскетизм и служение праведника не подразумевали ни посмертного воздаяния и спасения, ни прижизненного почитания со стороны государственных институтов: даже великий герой мог в любой момент оказаться падшим "врагом народа"."
Очень странное смешение. Великий герой вполне оставался великим героем. Или это про Сталина/Хрущёва? Ну так и надо писать, а не предъявлять претензию ко всему советскому периоду и как универсальную.

3. А вот далее -- характерное непонимание. Да, идеологию коммунизма (и без того ущербную) извратили после Сталина, и коммунизм канарейки таки побили. Но советский аналог "Святой Руси" -- это прогресс, развитие. Как в смысле НТР, так и в смысле развитие человека общестадного до человека сознательного (то, что шло это криво -- другой вопрос). Т.е. это было нормальное языческое развитие: род должен уважать предков и развиваться так, чтобы потомкам жилось лучше; внуки божьи должны приближаться к богам -- если уж так хочется говорить с использованием божественных категорий. В отличие от монотеизма, язычник не заморачивается на "посмертии" (никакого "рая" нет), а исполняет свой Долг здесь и сейчас. Очень здравый подход, и нафиг не нужны антинаучные мечтания о "послесмертии в раю", там побочек слишком много.
И нафиг "основной вопрос философии": идеальное без материального носителя неизвестно, но воспринимаем мы всё через идеальное. Без субъекта нет объекта, т.н. ОВФ -- бессмыслица.
Можно сказать и так: священного и "Идеального" не было, а вот сакральное -- было, и это именно развитие, как и должно быть. Кривизна понимания "что есть развитие" -- другой вопрос. Но это был именно курс в вечность и бесконечность, причём без "три раза ку" перед идеальным: вполне рабочее "и на тропинках далёких планет останутся наши следы". Вот перекурим -- и полетим, работа как работа.

При этом -- много раз писал -- подобное восприятие стало угасать после смерти Сталина, когда номенклатура стала очевидным для всех образом наглеть, а идеология, вместо того, чтобы быть переработанной под реалии XX века, стала окончательно догматичной и чем дальше, тем увереннее становилась осознанной глупостью, условными правилами игры. Материальный достаток должен быть побочным следствием прогресса, в СССР же, увы, очень по чел-овечески подменили цель даже не средством, а следствием.

4. "Всё это в результате формировало советского человека на по сути христианских ценностях. Хоть и без знания о Христе, человек, воспитанный на этих ценностях, приобщался к сакральному, горнему. Ведь, как говорили святые отцы, человеческая душа - христианка."
Как некогда верно подметил С. Тиунов: если человеческая душа изначально христианка, то спортсмен изначально -- калека. Но тут важнее столь модное в своевременности примазывание христианства к советскому человеку. Я вот не пойму, а на каком основании? В СССР превозносили науку, а знание противоречит вере (вот только не надо про верующих учёных как аргумент, это демагогия, подмен тезиса). В СССР стремились к улучшению жизни здесь и сейчас -- монотеизм заявляет о воздаянии после смерти, а в жизни надо смиряться, платить, каяться и слушать священников. В СССР был такой недостаток, как излишний гуманизм -- христианство же постоянно то ведёт войны, то инквизиции придумывает, а в современности выступает за мучения людей посредством комитетов по биоэтике и т.п. Что вообще общего у христианской морали и кодекса строителя коммунизма?! Вот цитирую:
1. "Преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, к странам социализма" -- как это вывести из христианства?
2. "Добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест" -- вспоминаем притчу про виноградник, прямое противоречие.
3. "Забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния" -- христианство -- за "блаженны нищие", вообще-то, и за "кесарю-кесарево", т.е. не за общественное достояние, а за несопротивление власти крупным собственников. Ну и "не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться... ищите же прежде Царства Божия и правды Его", таки да.
4. "Высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов" -- вспоминаем, почему невзлюбили ранних христиан -- именно потому, что они пренебрегали исполнением общественного долга.
5. "Коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый за всех, все за одного" -- ну и где это в Библии? Или это притча о добыче друзей богатством неправедным? Ну так всё равно речь-то должна идти о всём социуме.
6. "Гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку друг, товарищ и брат" -- ну, про инквизицию и проч. даже напоминать лениво...
7. "Честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни" -- а тут стоит вспомнить, что христианство превозносило именно аскетизм. Это не "простота и скромность", это именно антижизненная установка.
8. "Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей" -- да-да, начиная с "и враги человеку домашние его".
9. "Непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству -- а тут притча о блудном сыне в тему будет.
10. "Дружба и братство всех народов СССР, нетерпимость к национальной и расовой неприязни" -- ага, "послан я к овцам дома израилева", остальные должны унижаться и умолять.
11. "Нетерпимость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов" -- ну, тут аналогия есть: нетерпимость даже не к врагам христианства, но и вообще к не-христианам, а также христианам, но верующим несколько иначе.
12. "Братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами" -- тоже в Библии не припоминается, а в Ветхом Завете вообще такое на тему солидарности с другими народами, что пришлось специальный закон вводить, чтобы не считать его экстремистской литературой.
Если с обратной стороны, то для коммунизма, несомненно, важны такие заповеди, как "Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно" и "Помни день субботний, чтобы святить его".
Так что нефиг, и христианство в коммунизме -- нафиг. Там своей кривизны и идеализма хватает.

5. Пользуясь случаем, отмечу, что "советского человека" формировали на основе государствообразующей нации, что праивильно. Вот назовите характерные черты советского человека, которые бы чётко противоречили русскому менталитету (не в представлении русофобов, конечно), или же отсутствовали у русских, но присутствовали в менталитете какого-либо другого коренного народа СССР.

6. "практически все были крещёные. Да, крестов не носили, а носили пионерские галстуки. Но на вопрос: "а ты крещёный?" тихо говорили "да", и все всё понимали".
Тут надо понимать, что вариант "старорежимная бабуля взяла ребёнка без спросу и сбегала его покрестить" был весьма нередким, и, понятно, где-то в дремучей деревне -- почти поголовно, а в среде профессоров -- редко. Но главное другое: подавляющее большинство это нафиг не волновало. Кому это интересно? Крестов не носили, в церковь не ходили, молитвы не долдонили, постами не голодали и проч. Сами подумайте: как может верующий креста не носить?
А вот "все всё понимали" -- это уже довесок автора. Что там понимать-то: "Ага, бабка крестила" -- да и всё. Никакой мотивационной, что-либо определяющей силы это не имело, кроме как для редких верующих. Собственно говоря, рецидив религиозности после катасройки пошёл в том числе и потому, что антирелигиозных разъяснений практически не было -- считалось, что уже типа не надо.

Итого: у советского человека была устремлённость в будущее, вполне сакрального характера, которую начали уничтожать после смерти Сталина, а попытки скрестить коммунизм и христианство -- это голимое извращение.
Тут ещё надо понимать, что христианство мастерски прогибалось под любой строй, если тот давал церкви привелегии (напоминаю, что даже во время татаро-монгольского ига русская церковь пользовалась покровительством Орды: всякая власть от бога!).


linkReply