?

Log in

No account? Create an account
Warrax's Fence [entries|archive|friends|userinfo]
Darkhon

[ website | Black Fire Pandemonium ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Понять СССР - 35: низкое качество обслуживания [Mar. 25th, 2013|02:41 am]
Darkhon
[Tags|]

Продолжаю тему по стандартному источнику.

"В условиях дефицита товаров очень низкое качество обслуживания, хамство продавцов и т.д."

Здесь всё просто. Выделяем два аспекта феномена: вежливость и само обслуживание.
Когда к вам приходит сантехник сменить унитаз -- вам что надо, чтобы он это сделал, или чтобы себя вежливо вёл? А когда токарь стоит за станком, вас особо волнует, что он матом разговаривает или Овидия в оригинале декламирует? Не, конечно, оно приятнее, когда сантехник не с похмелья, и токарь пусть будет образованным. Но это -- вторично, если они делают свою работу достаточно квалифицированно.
Так вот, ошибка происходит от того, что либерал считает, что раз он платит деньги -- то он ему должны прислуживать. Мол, он эдак свысока: "Человек, мне рябчиков с ананасами и бутылку шампанского!", а ему в ответ: "Бегом-с, чего ещё изволите-с, надо ли в сейчас жопку-с поцеловать-с или после обеда?".
Либералу требуется не услуга -- скажем, от официанта -- просто принести еду и рассказать, что в меню к чему, а чтобы заискивали, принижались, стремились угодить, прислуживали.
При неконтролируемой бюрократии существует принцип "я начальник -- ты дурак, ты начальник -- я дурак", а при либерализме добавляется "я подлизываю попец начальству, и требую к себе такого же отношения от тех, кому я плачу деньги".

А при социализме официант, продавец и проч. -- это НЕ прислуживающий, а такой рабочий. Продавец должен взять деньги и выдать товар, проконсультировать -- но не лебезить.
Да, это зачастую приводило к "подождите, пока я там разговариваю" -- но обычно рассказы о таких паузах преувеличены, акцентированя по той де причине: как так, я Собрался Покупать, а мне приходится ждать целых пять минут?!

Ещё один важный аспект: обслуга в СССР не уважалась. Т.е. страта продавцов, официантов и проч. имела возможность обсчитать/обвесить, доступ ко всякому редкому и вкусненькому, но при этом не уважалась. Именно за то, что не производят ни материального продукта, ни научного.
Вот и было взаимное неуважение: работяги против прислуги, умеющие вертеться против живущих на зарплату. Что вполне логично приводило к конфликтам вида "сама дура" по малейшему поводу.

Со временем это ликвидировалось бы само: к 80-м уже вполне можно было поднимать благосостояние народа не только в виде бесплатного удовлетворения базовых потребностей, но и уделить внимание комфорту. И со временем, см. "Некорректное сравнение современности и советского периода", обслуживающий персонал перестал бы иметь преимущество доступа к дефициту (кол-во такового значительно бы уменьшилось), и тогда не надо было бы идти в малоуважаемую профессию ради денег. И в область услуг (в идеале, понятно) шли бы те, кому нравится -- скажем, кормить людей, рассказывать о блюдах, советовать, что с чем сочетается... ну, как будто к вам в гости пришли. И завидок бы "я тут у станка стою, а эти воруют и обсчитывают" тоже не было.
Но об-во вляпалось в либерализм, при котором гармоничность психики -- редкое исключение, "рабы мечтают не о свободе, а о своих рабах" (с) Ницше. Плюс добавляется боязнь потерять работу по прихоти клиента: не угодил, недолебезил, -- а тот пожалуется начальству.
Что, думается, значительно увеличивает кол-во плевков в суп перед подачей его клиенту. Не раз замечал: когда тот же официант видит, что к нему относятся как к человеку, а не как к прислуге, предупредит, если закажешь что-либо, сегодня не совсем свежее, а что повару удалось и т.д.




- Зачем ты пришел?
- Потому что ты звал меня.
- Hо я не звал тебя.
- Hет, звал. Иногда, для того чтобы позвать меня, нет необходимости произносить слова.
- Как это.
- Достаточно просто очень захотеть, и я приду.
- Да, я очень хотел, чтобы ты пришел.
- Вот видишь.
- Hо все равно, как ты узнал?
- Я почувствовал.
- Ты можешь чувствовать?
- Да, за бедностью формы зачастую скрывается кладезь содержания. Вещи на самом деле не такие, какими мы их видим. Суть скрыта внутри вещей, простым взглядом ее невозможно познать.
- Какие же они на самом деле?
- Этого не знает никто. Даже я.
- Как ты оказался здесь?
- Твое желание вело меня.
- Как это может быть?
- Желание это не просто чувство. Это сила. Это движущая сила эволюции. Бывают такие моменты, когда она становится материальной.
- Ты можешь ощущать силу желания?
- Да, сила твоего желания была велика, и я пришел.
- Почему ты пришел?
- Чтобы сделать свое дело.
- А потом?
- А потом я уйду.
- Что же ты потребуешь в плату за то, что пришел?
- Мне не нужна плата за это.
- Ты отрицаешь понятие награды?
- Hет, каждый труд должен быть вознагражден. Это основополагающий принцип.
- Принцип чего?
- Всего. Жизни. Смерти...
- Hо ты же сказал, что тебе не нужна плата.
- Мне не нужна плата, за то, что я пришел.
- За что же я должен наградить тебя?
- За то, что я сделаю.
- Что я могу дать тебе в обмен?
- Ты должен знать, что является платой.
- Этого будет достаточно?
- Да.
- Что же я получу?
- Ты получишь покой.
- Вечный покой?
- Hет. Вечного покоя не бывает. Здесь не бывает.
- Где же?
- Там, где даже я не властен. Там тебе поможет кто-нибудь другой. Я могу сделать лишь то, зачем пришел.
- Я не видел подобных тебе уже много лет...
- Да. Мы приходим только тогда, когда мы нужны людям.
- А когда вы не нужны?
- Тогда нас нет. Мы не существуем. Для вас не существуем.
- Как ты нашел меня?
- Я говорил, твое желание вело меня.
- Я не верю тебе.
- Твоя женщина позвала меня.
- Что она сказала тебе?
- Что ты нуждаешься в помощи.
- И ты поверил ей?
- Да. Я знал это.
- Откуда.
- Те, кто живут вокруг тебя, сказали мне.
- Ты поверил им?
- Да. Я знаю, ты не сможешь без меня.
- А ты?
- Я смогу.
- Ты знаешь, кто я?
- Да.
- Как ты мог догадаться?
- По тому, как ты начал разговор. Ты философ.
- Да, я философ. А ты - сантехник.
- Да, я сантехник. Hо попиздеть я тоже люблю. Где тут у вас бачок засорился?



Для тех, кто смотрит ленту нерегулярно, важное за последнее время:

linkReply

Comments:
[User Picture]From: rbs_vader
2013-03-24 11:31 pm (UTC)
Дико не люблю навязанной услужливости. Тем более, в железячных магазинах, в ассортименте которых я разбираюсь лучше продавцов.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: darkhon
2013-03-25 10:09 pm (UTC)
Да пофиг где. Идёшь по рынку -- "сматры, хароший куртка, для тебя". Даже если бы я был в грязном рванье, то это -- мое дело. А какого хрена мне всучить рыночную куртку, когда на мне весьма качественная косуха пошива из спецателье? Это вообще не думать, одни рефлексы.
Пару раз не выдерживал: поворачивался и в упор спрашивал: "Что, по-твоему, у меня куртка плохая?". Сразу тушуются, но всё равно видно, что ни хрена не понимают, чего это я взъелся.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: rbs_vader
2013-03-26 03:24 pm (UTC)
Продавец не может определить качество твоей косухи с первого взгляда. Впрочем, у нас рынки нормальные, без ЛКН-ов. Так что я пару раз даже останавливался на любопытные предложения, типа дешёвой жилетки на лето.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: rbs_vader
2013-03-24 11:42 pm (UTC)
Но к обслуживающему персоналу всегда отношусь предельно корректно. Ибо уважаю чужой труд.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: hesh_ke
2013-03-25 05:07 am (UTC)
тут дело не в государственном строе, а в людях. Ничто не мешает в случае "официант-посетитель" видеть друг в друге человека. Проблемы гораздо глубже, чем просто ненависть "рабочего живущего на одну зарплату" к "продавцам которые воруют". Такое ощущение, что после 17- года наш народ до сих пор лихорадит.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: darkhon
2013-03-25 10:11 pm (UTC)
Есть люди вежливые и спокойные всегда, есть истеричные хамы. Между ними -- большинство. И куда оно склоняется -- зависит от того, что я написал.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: premier_mangust
2013-03-25 08:27 am (UTC)
хуй его знает, чего там требуется либералу, мне достаточно чтобы продавец не смотрел на клиента как на плесень. Чего в СССР, к сожалению, не было.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: __out
2013-03-25 05:32 pm (UTC)
Вот тут у меня такое чувство, что автор подсуживает. То есть, любую тему можно расписать и с положительной, и с отрицательной стороны. Поэтому очень важно абстрагироваться от личного отношения и рассматривать крайне пристально плюсы и минусы как того подхода, которого придерживаешься, так и обратной стороны - а в представленных строках очень ощутимо именно личное отношение. Меня, как и предыдущего оратора, напрягает навязчивое обслуживание, но дело не только в том, чтобы кто-то лебезил или ещё что-то такое делал. Вопрос в требованиях к качеству услуги. Меня, например, реально напрягают сантехники. Потому что они, как правило, яркие представители нижней прослойки общества, а я и так людей достаточно не люблю, а тут ко мне в дом приходит нечто, с которым я бы и разговаривать по желанию не стал бы. Мне не нравятся пропитые лица продавщиц в ларьках, и я таки хочу, чтобы люди, предоставляющие услуги, были опрятны и приветливы. В идеале - ещё и компетентны, хотя это, увы, тоже редкость.

А в дискурсе "вам что надо, чтобы он это сделал, или чтобы себя вежливо вёл" можно очень далеко зайти. "Вам что надо, чтобы у вас на чём спать было, или чтобы мебель понтовая была?" - "Вам что надо, чтобы у вас было, на чём работать, или навороты на вашем компьютере?" - и так далее. Желательно, чтобы было всё, конечно. И побольше :).

То есть, я редко испытываю проблемы в общении с людьми, но я хочу, чтобы даже посторонние соответствовали моему представлению о тактичности, этике, хорошем вкусе и т.п. Оно, конечно, понятно, что это больше на розовые мечты похоже, но никто не мешает стремиться к тому, чтобы этого достигнуть хотя бы в узком ареале своего обитания. И вот эта простая мысль, кажется, просто опущена в тексте, а вместо неё нагнетается негатив в духе "я подлизываю попец начальству, и требую к себе такого же отношения от тех, кому я плачу деньги". Меня лично дальше в жизнь двигает мечта. И я люблю всё красивое, умное, глубокое и интересное. Именно поэтому я за ту форму взаимоотношений, которая позволит если не поднять людей до такого уровня, то хотя бы посредством личных сил и вложений заставить этому уровню их соответствовать. Как именно это будет называться - либерализм, капитализм, или как-то ещё - уже не столь важно.

Ну или, для примера, наши поликлиники. Я там годами не бываю, но недавно пришлось столкнуться. Бабушку сейчас лечим в частной клинике, но по разным вопросам, не только с ней связанным, пришлось побегать и по муниципальной. И разница где-то на уровне неба и земли. В одном месте чисто, немноголюдно и доктора общаются крайне вежливо и со всем возможным вниманием. В другом развалины, куча неприятного народа и доктора ведут себя так, будто это они мне из своего кармана зарплату платят, когда я к ним прихожу. Очереди, отсутствие нужных людей на своих местах, когда нужно заведующую увидеть или на приём записаться... Это если не говорить о том, что в муниципальных же больницах (других, впрочем, у нас вроде и нет - а жаль) доктора крайне некрасиво требуют денег с пациентов. Тут лучше действительно платить бабло частникам и иметь право потребовать с них услугу в той форме и в то время, когда тебе нужно, и корректного к себе отношения. Не говоря о том, что частные клиники тупо работают быстрее и часто - без выходных. Потому что у них интерес в клиентах куда больше, чем в бесплатных вариантах.

Ну и как бы я не против СССР. Это просто глупо - быть против того, что уже было. Собственно и не за - потому что оно было и прошло, и куда продуктивнее запилить нечто годное прямо сейчас, а не думать о том, как когда-то могло быть хорошо и позитивно.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: darkhon
2013-03-27 02:58 am (UTC)
Я СССР не идеализрую -- если эту рубрику читаешь, то в курсе. Я просто объясняю, почему было так, а не иначе. Разумеется, лучше вежливый и компетентный продавец. Но вопрос задан не о кваливикации, а именно о качестве обслуживания -- это я и рассматриваю.

Что касается медицины, то корректное отношение за деньги будет, но будет и куча ненужных процедур, дорогие лекарства, когда они не совсем нужны, и т.д. Платной медицине выгодно лечить, а не вылечивать. Так что лучше в крайности не кидаться.

Прим.: несколько раз вызывал сантехников -- вполне нормальные люди ходят.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: murzatyi
2013-03-27 07:48 am (UTC)
Ты не совсем прав про дефицит...
В СССР он к сожалению нарастал, трудами как раз вот этой, распределяющей прослойки продавцов и товароведов.
По факту они захватывали тайную власть, помнишь "Обыкновенное чудо"? Ведь министр-администратор, это как раз и есть такой вот продавец-товаровед, допущенный к ценностям которые не производил, но имел власть не дать.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: darkhon
2013-03-28 07:56 am (UTC)
Если бы производилось больше ТНП -- то проблема дефицита решилась бы сама собой. А к середине 80-х были все предпосылки: хер кто на нас наедет, в космос вылезли и на нём можно было начинать зарабатывать, и т.д. Тут-то всё и подрезали...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: murzatyi
2013-03-28 08:00 am (UTC)
На самом деле подрезали раньше.
Старшие отмечают начало дефищитов как раз серединой 70-х...
Потом дефициты только усиливались, что предполагает их искусственное происхождение.
По словам людей попадавших в конце 80-х на товарные базы, там было все, а полки мгазинов стояли пустые. Подозреваю, что эта ситуация как раз и сложилась в 70-е, а в 80-е получила логическое завершение в виде передела собственности в пользу воров.
(Reply) (Parent) (Thread)