?

Log in

No account? Create an account
Warrax's Fence [entries|archive|friends|userinfo]
Darkhon

[ website | Black Fire Pandemonium ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Понять СССР-6: Деньги и частная собственность. Предпринимательство [Jul. 10th, 2012|02:05 am]
Darkhon
[Tags|, ]

Продолжаю помощь kenigtiger'у набросками по теме.

"Деньги и частная собственность. Предпринимательство".

Перенесено на сайт с дополнениями:
http://warrax.net/USSR/000.html

Для тех, кто смотрит ленту нерегулярно, важное за последнее время:

linkReply

Comments:
[User Picture]From: val_oper
2012-07-14 07:27 am (UTC)
Беда в том, что в СССР денег, как таковых не было.
1. Был советский наличный рубль, являющийся универсальным обменным талоном на некоторое количество разрешённых к обмену товаров и услуг, который, кстати, печатался в относительно бесконтрольных масштабах, а излишки собирались через выигрышные облигации внутреннего займа, сбор средств и пожертвований голодающим Африки, на строительство промгигантов (что было очень глупо, так как средства производства в СССР хоть и имели номинальную стоимость по курсу, но за рубли не покупались) и, наконец через вклады в Сберкассе, которые впоследствии в несколько этапов аннулировали, как необеспеченные.
2. Были безналичные рубли, как средство хозрасчёта (по сути своего ограниченного, поскольку за эти средства покупалось сырьё и сдавалась продукция, всё в рамках общего плана).
3. Были фонды и лимиты, в рамках которых выделялись средства производства (вспомните фильм "Опасно для жизни", когда честный и принципиальный герой Куравлёва стоит около провода оголённого, а товарищ Кипиани бегает по главку со взяткой в виде шоколадок и коньячных наборов, выбивая фонды и лимиты. Очень утрированно: например ему нужно два насоса для запуска производства в рамках плана. Насосов в стране мало (причём скорее всего этот насос куплен за валюту, потому как советский насос, поставленный в рамках плана - находится на доработке с рекламациями и использовать его нельзя). Начальник тов. Молодцова жуткий бюрократ и без визы Молодцова тов. Кипиани в выделении доп.насосов отказывает. Приходит Молодцов на работу, взяток от Кипиани принципиально не берёт. А что же он делает? Изучает докладную тов. Кипиани? Да ни за что, он сверяется с картотекой, смотрит на остатки (прикидывает сколько ещё тов. до конца года приедет за насосом) и выделяет, опять-таки сверяясь с картотекой тов. Кипиани 1 насос. После этого собирает группу виз и выдаёт тов. Кипиани бумагу на право заказа насоса импортного 1 штука. Тов. Кипиани доволен, так как хоть производство запустить и не получиться, но от заветной цели запуска уже отделяет только нехватка 1 насоса, тов. Молодцов и остальные тов. вроде как при деле. И никто взяток не берёт, но при этом ничего и не работает... Такая вот петрушка).
4. А теперь самое интересное - внешняя торговля, структурированная:
4.1. Инвалютные рубли:
4.1.1. Переводной рубль - рубль, как средство расчёта со странами СЭВ. Обеспечен в рамках ЗВР и гарантированных поставок нефти, газа и машин в страны СЭВ. Напечатать их как фантики (советские наличные рубли нельзя) ибо страны СЭВ не будут вкладывать их в облигации СССР и накапливать. Импорт примерно равен экспорту.
4.1.2. Инвалютный рубль валюты 1 категории (того самого доллара США). Их можно напечатать строго по Старикову (по количеству долларов в кубышке). Этот рубль на 75% зависит от поставок нефти и газа, а взамен за него идёт зерно, машины и средства производства, а также трубы для увеличения нефтедобычи. Причём зарабатывается этот рубль в Европе, а продаётся в США - так как сальдо торговли с США резко отрицательное. А зерно - нужно.

Увы, эта логичная социалистическая система была разрушена т.н. "хозрасчётом".
"Уничтожение бесхозяйственности, мобилизация внутренних ресурсов промышленности, внедрение и укрепление хозрасчета во всех наших предприятиях, систематическое снижение себестоимости, усиление внутрипромышленного накопления во всех без исключения отраслях промышленности." (С) И.В. Сталин, 1931.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: darkhon
2012-07-20 10:36 pm (UTC)
"Беда в том, что в СССР денег, как таковых не было"
Это как раз не беда :-) Беда в том, что они потом криво появились, ну а когда рубль стал "конвертируемым"...

Хозрасчёт у Сталина -- это вовсе не то, что из него сделали потом. У Сталина речь идет о систематическом сниженим себестоимости, а вот потом, когда хозрасчёт сделали "за деньги", стало выгодно производить дорогое, а не нужное -- ну, там ещё та петрушка...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: val_oper
2012-07-21 08:14 am (UTC)
Правильно, потому что России предложить капстранам (развитым) кроме сырья нечего. И конвертируемость рубля показала его слабость. Я не злорадствую, я наоборот сожалею, что страна, создавшая космическую программу не может предложить на внешнем рынке продукцию своего машиностроения (про то как Великобритания покупала праворульные фиаты известные как жигули, я в курсе). А вот с запада станки и продукцию машиностроения завозили со страшной силой (объёмы закупок росли в геометрической прогрессии).

Хозрасчёт, равно как и классический рынок, должен вести к снижению себестоимости. А то что ты имеешь в виду это госфинансирование, рассчитывающееся исходя из конечной цены продукта. Тут систему оценки экономических показателей (от которых зависит госфинансирование) менять надо, а не с хозрасчётом бороться.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: darkhon
2012-07-23 03:26 pm (UTC)
Да, после Сталина много чего проебали -- кто же спорит-то?

Бороться с хозрасчётом или внедрять -- зависит от определения. Правильно -- снижать себестоимость продукции в реальных затратах, а чём бы они не выражались -- в квт-ч, джоулях или тоннах чугуна. А вот если "от цены" -- то завсисит от того, как эта цена определяется.
Как известно, "механизм формирования и извлечения социалистической прибыли не может действовать в локально-производственном масштабе, но только в рамках экономики как целостности, как единого народнохозяйственного комплекса". А вот выведение отдельных предприятий на наибольшую прибыльность как самоцель (реформа Косыгина) -- это жопа.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: val_oper
2012-07-24 07:20 am (UTC)
Все ориентированы на снижение себестоимости. Это логично и разумно. Ведь даже если я скотопромышленник, то мне выгодно снижать себестоимость. А дальше два варианта: я смогу чуть снизить цены и захватить часть рынка (на самом деле всё не так примитивно и простое снижение цен всё равно, что валюты закупить для хранения в банках стеклянных) или я смогу получить больше прибыли при меньших затратах.

Но! Со времён постсталинского социализма в нашей стране при ведении бизнеса с государством основная задача - освоить выделенный бюджет. И от этого считаются проценты и премии.

Локально-производственный масштаб - оперативно-тактический. Обычно на местности лучше видно картину, поэтому стратегией (в рамках госэкономики) должен заниматься штаб (госплан), а вот куда посылать ту или иную группу лучше решать на местах. Более того, в масштабах любого хозрасчёта любое предприятие будет стремиться к прибыльности и вот тут можно тонким госрегулированием приводить к снижению себестоимости.
Но если действовать толсто, то получиться как в анекдоте как сцепщики всю ночь вагоны по команде диспетчера переставляли, а к утру добились исходного расположения вагона. Тут сразу теряется обратная связь и на команды из центра начинают класть ... отчёты.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: darkhon
2012-07-24 05:37 pm (UTC)
"Со времён постсталинского социализма" -- именно. Увы.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vovanmetal
2014-12-15 03:33 am (UTC)
Все ориентированы на снижение стоимости?
Да ладно!
Ох ты радость какая!
Я хочу жить в мире, где всё ориентировано на снижение стоимости, ыыы! :(((
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: vovanmetal
2014-12-15 03:32 am (UTC)
Нечего предложить? А водка, а Калашников, а ядерное оружие, а станки? В конце концов, не будет производства базового, без чего жизнь страны не может существовать, а остальное приложится.
Зато сами себя обеспечивали, ничего не закупали. Или у вас всё на торгашню меряется? Только честно.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: val_oper
2014-12-15 03:37 am (UTC)
Я изначально имел ввиду даже не международный торговый обмен, а внутренний, с точки зрения конечного потребителя - советского человека.

Но даже если говорить о базовом производстве и о внешторге, то благодаря сети Интернет стали доступны официальные статсборники "Внешняя торговля СССР". Крайне увлекательное чтиво, я Вам скажу. Если есть свободные вечера, то под хорошее настроение можно с ними вдумчиво поработать с карандашом. Заодно попытаться разобраться где обманывают.

Увы пока иного способа распределения ресурсов кроме торгашни не придумали. Есть, конечно разные виды госпланов или скажем вывоз ресурсов, как итог военной агрессии, но это не масштабно.

Edited at 2014-12-15 03:38 am (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: vovanmetal
2014-12-15 03:12 am (UTC)
Был советский наличный рубль, являющийся универсальным обменным талоном на некоторое количество разрешённых к обмену товаров и услуг, который, кстати, печатался в относительно бесконтрольных масштабах, а излишки собирались через выигрышные облигации внутреннего займа, сбор средств и пожертвований голодающим Африки, на строительство промгигантов (что было очень глупо, так как средства производства в СССР хоть и имели номинальную стоимость по курсу, но за рубли не покупались) и, наконец через вклады в Сберкассе, которые впоследствии в несколько этапов аннулировали, как необеспеченные.

"Ужасная история была в 30-й школе
Андрей Смирнов таблетки ел, вдыхал аэрозоли
Вчера, на педсовете трясли его карманы
Кричала завуч: "Все вы, подонки-наркоманы!
Ишь, закатил глазища, напился эфедрина?
Открыл бы лучше книжку истории, скотина!" (c) КЛИНИКА

Вот и видео подоспело - http://www.youtube.com/watch?v=o91I1KJ1nIA

Это я не на вас обзываюсь, это касательно ваших размышлений, от которых как-то неуютно. Заранее извиняюсь, не хотел вас обидеть.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: val_oper
2014-12-15 03:17 am (UTC)
По существу вопроса-то, что сказать хотели?

(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vovanmetal
2014-12-15 03:27 am (UTC)
С вас доказательства, что рубль печатался в бесконтрольных масштабах.
Также объясните, что строительство промгигантов было глупо, и причём тут то, что не покупались за рубли товары?
Вклады аннулировали, когда пришли ельциноиды. Со вкладов деньги люди получали, хотя снова: причём вклады-то?
И вообще, что это за пассаж такой: "некоторое количество разрешённых к обмену товаров и услуг?" А что, были те, что на рубли запрещено было измерять?
Вы откуда это всё взяли, гражданин?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: val_oper
2014-12-15 03:52 am (UTC)
С вас доказательства, что рубль печатался в бесконтрольных масштабах.
1. Это вообще отдельная тема. Давайте сразу договоримся о терминологии. Бесконтрольность не подразумевает отсутствие органа определявшего количество рублей в обращении и анархическую свободу госзнаков. Мы говорим только о "бесконтрольности" в смысле прямой зависимости количества рублей от каких-либо рыночных ориентиров эмиссии, да даже от того же золота, к которому номинально был привязан рубль, однако не то, что обмен рублей на золото (не в ювелирной форме) не допускался, но даже сведения о золотом запасе составляли государственную тайну и до сих пор невозможно оценить золотой запас СССР на его различных этапах. Данных нет.

2. Не строительство промгигантов было глупо, а сбор на их строительство наличных рублей, с учётом системы фондов и лимитов.

3. Не товары не покупались за рубли, а средства производства. Причём номинальную стоимость в безналичных рублях они имели, но "продавались" по сути исключительно в рамках фондов и лимитов. Иными словами у меня есть 10 тысяч, система очистки сточных вод стоит 10 тысяч, но вот беда, в этой пятилетке их произведут всего два комплекта, а очередь впереди из пятидесяти предприятий.

4. Кто такие "ельциноиды"? Они именно аннулировали вклады или установили, что на момент их прихода денег уже нет и вклады являются только цифрами, записанными на бумаге?

5. "некоторое количество разрешённых к обмену товаров и услуг?" А что, были те, что на рубли запрещено было измерять? Вы откуда это всё взяли, гражданин?
Из законодательства СССР и в частности уголовного кодекса. Тем более, что ключевые слова "универсальный обменный талон", потому что роль денег несколько шире.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: val_oper
2012-07-14 07:43 am (UTC)
Прочитал статью "Социализм, как бизнес" очень красиво и правильно, но в теории. На практике почему-то получается прямо обратный эффект. Вроде как, единое централизованное планирование, должно способтсвовать оперативному исправлению дефицита (и хрен с ним с дефицитом товарным, хотя бы исправлению дефицита средств производства). Мой отец, будучи сталинистом, всю жизнь проработал в химпромышленности 1 категории (оборонка). И именно он уверен, что снижение популяции осетра вызвана, в том числе, существенным строительством химзаводов на Волге и запуска их без очистных сооружений (хотя они были запланированы), а также я недавно читал одну работу про строительство ГЭС и недостройку отводов для прохода осетровых на нерест (утрированно). И это ещё сталинские времена мощного хозяйствования, понятно, что было потом, когда гайки ослабли.
В итоге несмотря на большие урожаи и стахановские методы добычи потери первичного сырья в обработке составили такой процент, что проще было гнать нефть и газ в обмен на продовольствие. С учётом того, что этим продовольствием СССР делился со странами СЭВ (ведь иначе страны СЭВ сразу шли брать политически мотивированные кредиты у дяди Сэма) всё обстояло совсем печально.

(Reply) (Thread)
[User Picture]From: darkhon
2012-07-20 10:37 pm (UTC)
Ну так это -- недостатки НЕ системные, не "от социализма". Можно было исправить в рамках социализма, а не рушить страну.
(Reply) (Parent) (Thread)