Darkhon ([info]darkhon) wrote,

Нации и идеологии - 2: что такое национализм?

2. ЧТО ТАКОЕ НАЦИОНАЛИЗМ?

Национализм — это идеология и практика, основанная на представлении, что основой государственности, хозяйственной, социальной и культурной жизни является нация.
Нация — первична, государство — вторично. Нельзя решать проблемы государства в обход проблем нации. Бессмысленно надеяться, что можно укрепить государственность, не укрепив государствообразующую нацию.
Есть и другое определение, которое мне нравится, совсем короткое: национализм — это любовь к своей нации. Однако оно осложняется тем, что термин «любовь» люди как только не трактуют… Обычно смешивают с влюбленностью. Здесь же «любовь» в трактовке Эриха Фромма: заинтересованность в развитии объекта любви. Это не только защита и уж точно не требование привилегий, это именно желание, чтобы объект — в обсуждаемом случае нация — не просто существовал (и его «не обижали»), но и развивался.


Те, кто высказывает желание «законсервироваться», вернуться назад (все равно, в монархию, в СССР или еще куда) — НЕ националисты, они лишь маскируются под них. Другой вопрос, что наследие прошлого можно и нужно использовать для создания будущего.
Национализм — это инстинкт сохранения нации. При его отсутствии нация распадется либо ассимилируется.
Русский националист М. О. Меньшиков более века назад сформулировал так: «Национализм, мне кажется, есть народная искренность, в отличие от притворства партий и всякого их кривляния и подражания. Коренному русскому племени вовсе не все равно, остаться ли наверху или очутиться внизу».
Процитирую статью из журнала "Отечественные записки" (№4, 2004 г.). Педагог Эйдельман в своей статье пишет:
«За многие годы работы в школе я не раз обращала внимание на некоторые особенности употребления моими учениками двух вполне безобидных личных местоимений множественного числа, “мы” и “они”. Не скрою, смысл, который они подчас придают этим словам, внушает мне серьезную тревогу.
Вот характерный пример, известный всем учителям. Рассказывая о любой войне, в которой принимала участие Россия, ребята почти всегда употребляют местоимение “мы”: мы разбили немцев под Сталинградом, мы победили Наполеона, мы разбили шведов под Полтавой… Это, во всяком случае, хоть как-то можно объяснить, а вот что означают слова “мы победили Шамиля”, “мы присоединили Казань”, “мы разбили татар на Куликовом поле”? И уж совсем поразительно: “мы разбили хазарский каганат”, “мы торговали с варягами”…
В воображении ребят по просторам России-матушки во все времена и эпохи маршируют эти загадочные “мы”. … И вот что интересно — в учебниках, которые главным образом и формируют такое восприятие, так никогда не пишут. Там все изложено аккуратно: не “мы” воюем, а восточные славяне, или князь Святослав, или московское войско, или армия Петра Первого. Но почему-то мои ученики абсолютно уверены, что все эти сражающиеся люди, многие из которых при ближайшем знакомстве показались бы им не просто странными, но совершенно чужими, на самом деле все равно — мы.”
Далее Тамара Натановна предлагает программу борьбы с этим самым “мы”; но в контексте разговора куда интереснее факт, что современные дети (школа, 2004 г.), со всех сторон атакуемые либерализмом, интернационализмом и прочими “общечеловеческими ценностями”, инстинктивно понимают и принимают русских как “мы”.
Это и есть природный, естественный национализм.

Не помню, кто именно сказал, но описание очень правильное: «Я больше люблю свою дочь, чем кузину, а кузину больше, чем соседку, но из этого, честное слово, не вытекает, что я ненавижу свою соседку» — из национализма не следует идея «превосходства нации над другими», как это часто можно услышать.
Нация — это «своя среда». Скажем, я категорически не хочу жить на крайнем Севере или в пустыне. Джунгли также не привлекают. Наиболее комфортно я себя чувствую в средней полосе. Это не потому, что она «вообще лучше» — она лучше конкретно для меня, я здесь родился и привык. И я буду категорически возражать, если кто-либо каким-то образом будет пытаться преобразовать климат в месте моего проживания в более холодный или более жаркий.
Только в родной, национальной языковой и культурной среде русский человек чувствует себя комфортно и спокойно (то же верно и для других национальностей, разумеется).
Я очень люблю задавать одну задачу тем, кто выступает за политкорректность и т.д. Очень простая задача: вы выбираете квартиру. Одну из нескольких вариантов. Они одинаковые по всем параметрам, отличаются только соседи. О которых ничего не известно, кроме национальности: русские, таджики, цыгане и чечены. Какую квартиру вы выберете?
Как только не вертятся ужом толерантненькие индивиды, чтобы не делать выбор! Мол, люди разные бывают… Бывают, кто спорит-то. А квартиру какую выберете?
Один раз, помнится, получил вымученный ответ: «Выберу ту, где соседи — русские, но такие вопросы задавать нельзя!». Наглядно, не так ли?
При этом не исключено, что русские соседи окажутся буйными алкашами, а таджики, цыгане и чечены — это профессора МГУ. Но ответа «обязательно выберу каких-нибудь не русских соседей» я не услышал ни от кого, насколько бы либерален и политкорректен не был бы собеседник.
Человек — это прежде всего представитель своего народа, наделенный его внешними признаками, его характером, его менталитетом. Он может отрицать этот факт и даже восставать против него, но он не в силах изменить порядок вещей и не подчиниться ему — формируется это на уровне бессознательного, с самого раннего возраста, когда мы только учимся говорить и познавать мир. Сразу при рождении человек уже является носителем определенной национальности (даже при смешанном происхождении — одна из «половин» доминирует). Не националисты искусственно делят людей по национальному признаку, а сама природа.
Немного забегая вперед: важно не путать национализм с нацизмом, шовинизмом, фашизмом и др. — это будет разобрано далее.

Важно понимать, что национализм без социализма — фикция. Если нет социальных гарантий, то нет заботы обо всей нации, а лишь о части таковой (скажем, так называемый «национал-либерализм» постулирует преференции для некоего «среднего класса»). Но раз нет патернализма по отношению ко всей нации, то какой же это национализм (вопрос о том, что к нации не относятся те, кто сам не желает себя к ней относить, и проч., здесь не раскрываю за очевидностью)? Забота о нации реализуется во всей полноте именно в варианте «семейной» организации общества, где даже труд умелого сантехника считается вполне достойным (и оплачивается выше прожиточного минимума), а не при традиционно противопоставляемом социализму капитализме, где в условиях т.н. свободного рынка выше прочих ценится искусство впарить покупателю побольше некачественного товара.
Попытка продвинуть не-социалистический национализм — это лишь популизм, желание «порулить», получить преференции для себя, и не более того.


Для тех, кто смотрит ленту нерегулярно, важное за последнее время:

Tags: мелкостатья

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

[info]nemesis_rh

January 29 2010, 22:50:23 UTC 2 years ago

что ж, очень много мыслей, схожих с моими.
Правда, толерастики тоже на всё найдут ответ, увы :( Что-нибудь вроде: "А ты уверена, что ты 100% русская? Счас все перемешались" или начинают напирать на "арийка ты херова, у тебя глаза карие". Причём тут арийцы, Гитлер и Чемберлен (не тот, которому был "наш ответ", а другой, разумеется), прям не догоняю...

Или там "А у меня есть друзья-чеченцы (китайцы, азеры, узбеки), классные ребята, намного лучше, чем многие русские, которые бухают и пиздят своих жён! И что, в национальном гос-ве их будут ущемлять"

[info]darkhon

January 29 2010, 22:56:35 UTC 2 years ago

"А ты уверена, что ты 100% русская?"
Это в 3-м вопросе разбирается.

"А у меня есть друзья-чеченцы (китайцы, азеры, узбеки), классные ребята"
А это -- еще в 2004 разбиралось:
http://warrax.net/82/natio_faq.html
6) А вот я общаюсь с представителем такой-то нации, и он – милейший человек! Получше многих русских!

Во-первых, никто вам не запрещает – общайтесь. Во-вторых, никто не спорит с тем, что в рамках одной нации могут быть как замечательные люди, так и подонки – независимо от нации. Дело не в отдельных исключениях, а именно в чертах, присущих массово. И передергивание с обсуждения наций на уровень личностей – это откровенная демагогия.
Среди множества Гансов, Фрицев и прочих, вторгшихся на нашу Родину, несомненно были замечательнейшие люди; у многих русских были друзья-немцы до и после, и даже – во время войны. Но все это никоим образом не обозначает, что враг – будь он хоть ангел во плоти – не должен быть уничтожен.
В-третьих, представьте себе продолжение ситуации: к вашему русскому городу, в котором живете вы и ваш замечательный нерусский друг, подступают "сепаратисты" той самой национальности вашего друга. Вы уверены, что этот друг будет сражаться плечо к плечу с вами? Что он будет рисковать своей жизнью ради русских, сражаясь против своих земляков?
Что ж, если так – то он скорее русской национальности, чем "сепаратистической". Невзирая на происхождение. Но, извините уж, вероятнее всего, что вы – просто наивный идеалист.
Причем такой эксцесс приведен лишь для наглядности. Вполне достаточно любой житейской ситуации, в которой ваш друг должен будет делать выбор между вами-русским и представителями своей нации – тем самым идя на конфликт с диаспорой, если встанет на вашу сторону.

[info]nemesis_rh

January 29 2010, 23:13:09 UTC 2 years ago

Спасибо, я и то, и то читала (про друзей-нацменов где-то год назад). Я просто делюсь тем, с чем чаще всего приходится сталкиваться именно мне :)

[info]tim_o_fay

January 30 2010, 02:00:04 UTC 2 years ago

Держи в копилку интересностей :)
Прошлой зимой в Новом Уренгое бегущая строка местной рекламы на ТВ: "Требуется повар и продавцы славянской национальности"

Извини что влез в серьёзный пост с несерьёзным комментарием, но не смог удержаться.

[info]darkhon

January 30 2010, 21:39:25 UTC 2 years ago

К этому все идет. В Москве объявления "сдаю квартиру, кавказцев и азиатов не предлагать" давно уже попадаются.

[info]xanth_ego

February 13 2010, 12:56:59 UTC 2 years ago

Сразу при рождении человек уже является носителем определенной национальности (даже при смешанном происхождении — одна из «половин» доминирует). Не националисты искусственно делят людей по национальному признаку, а сама природа.

Очень спорное утверждение, к тому же даёт возможность оппонентам задавать вопросы типа "А ты уверена, что ты 100% русская? Счас все перемешались". Но в пропаганде, наверное, без примордиализма никак.
А если вне пропаганды - то с рождения человек имеет расовую принадлежность, а вот имеет ли этническую - спорят до сих пор. При чем точка зрения противников (конструктивизм) выглядит более обоснованной.

[info]darkhon

February 14 2010, 07:16:02 UTC 2 years ago

Про перемешивание в статье есть.
Согласен, надо чуть четче написать, что сразу есть расовая принадлежность, а этническая просто начинает _сразу_ формироваться.

[info]xanth_ego

February 13 2010, 13:02:42 UTC 2 years ago

Нация — первична, государство — вторично.

Кстати, тоже не согласен. Оба важны и одно без другого нежизнеспособно. Следовательно, любая постановка задачи, в которой противопоставляются интересы государства и нации - заведомо ложна и, как правило, имеет целью побудить к принятию ошибочного решения.

[info]darkhon

February 14 2010, 07:17:09 UTC 2 years ago

Ну так по тексту нация -- она государствообразующа и без гос-ва существоать не может. Согласен, надо почетче указать.
Create an Account
Forgot your login or password?
Facebook Twitter More login options
English • Español • Deutsch • Русский…