?

Log in

No account? Create an account
Роль обучения в развитии личности - Warrax's Fence [entries|archive|friends|userinfo]
Darkhon

[ website | Black Fire Pandemonium ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Роль обучения в развитии личности [Jun. 25th, 2017|08:45 am]
Darkhon
[Tags|, , ]

Оригинал взят у ledokol_ledokol в Роль обучения в развитии личности

Человек является социальным животным. Это значит, что без взаимодействия с обществом на всех этапах своего развития и существования, он либо, вообще, не развивается до того уровня, который мы привыкли называть «личность», либо постепенно утрачивает уже достигнутый уровень.


Одной из причин этого является то, что биологически человеку от рождения дано минимальное количество рефлексов и он длительное время, вообще, не может о себе заботиться.

Обучение и воспитание человека с рождения происходит ежедневно, ежечасно и ежесекундно окружающими людьми, в том числе, другими детьми (старшими братьями и сестрами, товарищами по детскому саду, школе, двору). С развитием мозга человека и его тела, постепенно меняются формы, методы и содержание обучения и воспитания. Бессмысленно младенца учить грамоте, а дошкольника философии Канта.

Итак, всё, что мы имеем во взрослом человеке, как в личности, это длительный сложный период развития от самого рождения, который включает в себя и обучение, и воспитание (два этих процесса неразрывно связаны между собой).

Что вышло бы, если в лабораторных целях мы совсем исключили бы обучение (и, соответственно, воспитание) из человеческого развития. Скорее всего, у нас получился бы человек-овощ, который, возможно, даже, не научился бы ходить и соответствующим образом справлять естественные надобности. Говорить в этом случае о какой-то там личности, совершенно, не приходится.

История знает ряд примеров, когда человек случайно был с рождения (или с раннего детства) извлечен из социальной среды и помещен в среду животных. Такой ребенок полностью скопировал повадки и навыки тех животных, в среду которых он попал. Это говорит не только об огромной пластичности человеческого мозга, но еще и о том, влиянии окружающего мира на процесс развития всех человеческих знаний, на модель его поведения.

Но, даже, пребывая в нормальной человеческой среде, ребенок не застрахован (скорее, наоборот) от неправильного развития, от получения вредных и/или ложных знаний.

Одним из примеров таких знаний являются сведения о материалистичности окружающего мира. Во многих культурах народов нашей планеты, в те или иные времена, преобладали различные религиозные верования. Так вот, ребенку с самого детства безапелляционно внушали мысли о существовании бога в разных формах. Будь то языческий фетиш или многобожие, бог христиан или бог мусульман.

Помимо религии, это могли быть любые другие стереотипы поведения или мышления, которые основывались исключительно на слепом копировании поведения или мышления предков.

Такое изначально неправильное обучение не могло привести к полноценному развитию личности, поскольку, так сказать, «с молоком матери», закладывало в голову человека различные ложные предрассудки и, соответственно, корректировало его поведение.

Развитие личности неразрывно связано с индивидуальным творчеством. Нет никакого смысла в деятельности и существовании человечества, если оно будет слепо следовать штампам. В таком случае, мы остановились бы на уровне первобытнообщинного строя. Именно пытливость ума, стремление к новому, более прогрессивному должно быть основой для каждой отдельно взятой личности и человечества в целом.

Содержание обучения человека неразрывно связано с уровнем развития общественных отношений и экономического развития всего общества.

Избавление от предрассудков и эгоизма, формирование научно-исследовательского мышления, закладка всесторонних полноценных знаний, а также привитие лучших моральных качеств, таких, как честность, взаимовыручка, ответственность перед обществом и коллективом и т.д. должно стать основой в процессе обучения и воспитания человеческой личности.

В нынешних условиях, когда все человечество уже давно вступило на этап капитализма, о таком полноценном развитии личности говорить невозможно.

Основой существования капиталистического строя является процесс получения прибыли. Этому процессу подчинены все сферы деятельности человечества, в том числе обучение и воспитание в учебных заведениях и в семье.

С ранних лет ребенку внушается, что необходимо, в первую очередь любыми путями, зарабатывать деньги. Поскольку иначе, не на что будет жить. Причем такая линия поведения внушается своим детям не только небогатыми наемными работниками, но и вполне обеспеченными капиталистами. Только в последнем случае, зарабатывать деньги необходимо из страха все потерять.

Основываясь на ложных ценностях, молодые люди выбирают не ту профессию, которая больше всего «по душе», то есть способствует наиболее полному раскрытию творческих способностей, а ту, которая приносит больше денег, а следовательно, и материальных благ.

А поскольку материальных благ в капиталистическом обществе, в нужном количестве традиционно на всех (в первую очередь на наемных работников) не хватает, то и профессий (должностей и прочих кормушек), которые сулят большие барыши, весьма, ограниченное количество, не говоря уже об их доступности.

Следовательно, подавляющее большинство людей, развиваясь не в том направлении, никогда не только не достигнут материального благополучия, но, главное, не станут полноценными личностями. Нынешняя общественно-экономическая формация обрекает их на ложный путь развития и не позволяет раскрыть свой потенциал.

Внести соответствующие коррективы в процесс обучения и воспитания на данном этапе развития человечества возможно только в исключительных случаях (в отдельно взятых сознательных семьях) и в очень ограниченном количестве, не влияющем на общую картину.

Можно сделать вывод, что роль обучения в процессе развития личности является ключевой, это бесспорно, но, чтобы получить, действительно, полноценную личность, необходимо, чтобы содержание этого обучения было более прогрессивным, направленным на иные жизненные установки.

Усовершенствовать систему обучения и воспитания возможно будет только при социализме. Только тогда труд из вынужденной необходимости превратится в осознанную потребность. Только тогда вклад каждого человека в общественную жизнь перестанет использоваться в чьих-то личных интересах и начнет служить всему обществу. Только тогда будет достигнуто настоящее развитие личности, а не его имитация.

Артур Тагиров



linkReply

Comments:
[User Picture]From: 17ur
2017-06-25 06:51 am (UTC)

Автор не рассматривает альтернативы лишёнию дитёнка сведений о боге.

Во-первых, сказки как средство упрощённого объяснения окружающего мира всё равно будут присутствовать, ибо для сколько-нибудь адекватных современному обществу объяснений интересующих ребёнка вопросов у него не хватит ни знаний, ни внимания.

Во-вторых, тогда религиозная информация, которую совершенствовали тысячелетиями именно в расчёте на улов людей в переходном, неустойчивом состоянии, обрушится на взрослеющего человека - а человек в современном обществе взрослеет и формируется долго. Иными словами, откровение с дюжиной заглавных букв и сотней восклицательных знаков ударит по подростку с возможностями общественной жизни взрослого и сознанием, гораздо менее включённым в общественные процессы, чем сознание взрослого.

Итого, ярый неофит или того хуже, самопальный пророк с катарсисом в каждой семье, в каждой группе в ВУЗе. Можно несколько. Стоимость такого положения дел представляется мне категорически неприемлемой для общества.

То бишь я хочу сказать, что те же религиозные завихи в их детской форме могут рассматриваться и как вакцина, амортизатор гораздо худшей ситуации.
(Reply) (Thread)
From: noldo_ecthelion
2017-06-25 10:12 am (UTC)
Не соглашусь с тезисом.
Мне по данному вопросу очень импонируют слова Императора Человечества Лоргару Аврелиану из песни HMKids
Нуждаюсь я в воинах, а не в жрецах,
Проповедники мне не нужны!
Отриньте свой путь и ведите войну,
Для которой вы рождены!"
Дело в том,что привычка не критически ВЕРИТЬ ВО ЧТО-ТО, а не знать опасна тем,что даже если вера в нечто хорошее сейчас и тактически полезна, она приучает именно ВЕРИТЬ, а легко может быть заменена на Веру совсем неконструктивную.
Как и случилось и с Лоргаром (вместо веры в Имперские Истины получили последователя ложных богов Хаоса просто потому что ""Человек быть не может Без веры в богов Их я должен найти"" или "попами марксистского прихода", философами кафедры марксизма -ленинизма массово побежавшими креститься и совершать намаз:)
А ведь Богданов в статье "Вера и наука" еще в 1910 предупреждал Владимира "Ильина" (т.е. Ульянова)о такой опасности, выступая против идеи В.И. Ленина "пусть сейчас ради будущей революции поверят в марксизм"
"Книга, которую мы разбирали*(Материализм и эмпириокритицизм), всем своим тоном, всем своим построением учит верить а профессиональную ученость специалистов, как она учит верить в Маркса. Первая вера — вредна и смешна, вторая — вредна и позорна." http://www.psylib.ukrweb.net/books/lenin01/txt14.htm
И в итоге оказался прав. Да тактически сработало (и здесь Владимир Ильич оказался прав), но стратегически только повредило.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: darkhon
2017-06-25 06:01 pm (UTC)
Не надо передергивать отстутствтие религиозной пропаганды на отсутствие сведений о боге. Всякие мифы изучать надо, как и "какие боги бывают" -- в рамках уроков истории, вплоть до новейшей. С разъяснением, "кому выгодно" и психологией веры (упрощённо для школы, конечно).
И, разумеется, должна быть здоровая, а не антинаучная идеология, которая удовлетворяла бы и разумных, и тех, кто не может верить и не поклоняться.
А вот религию -- нафиг.
Как вакцина -- не работает, ровно наоборот: чевеку "на подкорку" прописываеется, что-де верить и поклоняться -- нормально. Суть-то в этом, а не конкретной религии.
(Reply) (Parent) (Thread)